Сегодня: 19 апреля 0876, Воскресенье

РАЗГОВОРЧИКИ В СТРОЮ

Уважаемые читатели — родители юношей, чей возраст нет-нет
да и подбирается к 18-ти. И впереди начинает маячить армия. А с весной приходит и весенний призыв.

Поэтому сегодня мы расскажем о нарушениях прав призывников. К сожалению, они нередко имеют грубый и массовый характер. На какие правовые нормы ссылаться, и какие действия предпринимать в тех или иных случаях, — вот о чем тема нашей сегодняшней консультации.

1. Нарушения процедуры работы призывных комиссий (ПК).
Нередко военкоматы выдают повестку для явки на призывной пункт без решения ПК. Согласно закону, решение о призыве на военную службу должно быть принято на заседании ПК в составе не менее семи человек. Статья 24 Закона «О воинской обязанности и военной службе» (ВОВС), дает законные основания настаивать на участии представителей общественных организаций в работе ПК, например, комитета солдатских матерей или другой правозащитной организации.

Постоянная практика — отказ в выдаче выписки из решения ПК. В этом случае следует посылать заявление о выдаче выписки с уведомлением о вручении. Поскольку на обжалование решения ПК отводится 10-дневный срок, это создает напряженную ситуацию. До сих пор распространены утверждения работников военкоматов о круглогодичном призыве. Необходимо помнить, что документы призывных комиссий не имеют законной силы, если они приняты до начала или после окончания призыва, сроки которого указаны в ст. 22 Закона о ВОВС.

2. Призыв лиц, не достигших 18 лет.
Молодым людям предлагается пройти призывную комиссию до того, как им исполнилось 18 лет. Это может оказаться важным для тех, кому 18 лет исполняется в период проведения призыва. Надо помнить, что до достижения призывником 18-летнего возраста проведение ПК не имеет юридической силы, а прохождение медицинского освидетельствования не является призывной процедурой. (См. ст. 19 часть 1 Закона о ВОВС)

3. Непредоставление отсрочек по семейным и некоторым другим обстоятельствам.
Здесь нарушения происходят в связи с применением ст. 21. части 1 п. «б» Закона о ВОВС. Военкоматы идут на прямой обман, заявляя, что нуждающимися в посторонней помощи считаются только инвалиды 1-й и 2-й группы, тогда как в упомянутой статье четко указано: «члены семьи, достигшие пенсионного возраста или являющиеся инвалидами 1-й или 2-й группы…».
Особые сложности возникают, когда пенсия по старости родителям призывника назначена в связи с тяжелыми или вредными условиями труда (не следует путать эти пенсии с льготными). Если в пенсионном удостоверении имеется запись «по старости», надо ссылаться на Закон «О государственных пенсиях РСФСР», которые дают суду основания решить дело в пользу призывника.
Иногда граждане не знают или забывают об отсрочках для сельских учителей и врачей (ст. 21 часть 2. г, д. Закона о ВОВС), и, разумеется, в военкоматах им об этом не напоминают. Крайне редко используется часть 2 ст. 22 этого Закона, определяющая для сельской молодежи только один, осенний призыв — с 15 октября по 31 декабря, а ведь использование этого пункта могло бы дать время многим юношам для поступления в учебные заведения.
Поскольку сегодня многие молодые семьи живут, не оформляя брака, возникают трудности в получении отсрочек для призывников, имеющих детей (по ст. 21 часть 1, пункты г, д Закона о ВОВС). В данном случае нужны документы на ребенка, в которых подтверждается отцовство призывника. В законе ничего не говорится о том, что призывник для получения отсрочки должен состоять в браке, поэтому требования военкоматов предъявить свидетельство о браке совершенно незаконны.

4. Нарушения прав на образование.
Во многих учебных заведениях, особенно среднего специального образования, руководство принуждает учащихся подписывать заявления о прохождении курса обучения в ускоренные сроки, иногда под угрозой невыдачи диплома. В соответствии с Законом «Об образовании», сокращение срока обучения возможно лишь с согласия учащегося. Учащемуся полезно заранее, перед началом выпускного курса подать руководству учебного заведения заявление: «Прошу предоставить мне возможность пройти программу обучения в нормативный срок». В случае отказа следует подавать жалобу в органы местной или федеральной власти, курирующие вопросы образования.

Имеет ли призывник право на отсрочку, если он учился в училище, затем поступил в техникум, закончил его и поступил в институт? Государственная Дума 5-го созыва внесла коррективы в ст. 21 часть 2 б Закона о ВОВС: была добавлена фраза о том, что отсрочка предоставляется только один раз. Однако внимательное прочтение этой статьи позволяет дать ей такую трактовку, согласно которой отсрочка предоставляется один раз на каждом уровне обучения. Кроме того, в январе 1996 года был принят закон «О внесении изменений и дополнений в Закон об образовании». Согласно гл. 5 ст. 50 часть 21, учащиеся одного уровня профессионального обучения имеют право на отсрочку при поступлении на следующий уровень обучения. Если в военкомате говорят, что отсрочка отменена, следует составлять заявление об отсрочке, основываясь на Законе «Об образовании».
К сожалению, если студент после достижения 18 лет отчислен из института, а потом поступил в другой ВУЗ, он теряет право на отсрочку. Если же он перешел переводом, и оформил соответствующие документы, то он это право сохраняет.

В военкоматах часто говорят, что если юноша учится в
негосударственном учебном заведении, он не имеет права на отсрочку. В Законе о ВОВС ничего не говорится о форме собственности учебного заведения. Кроме того, можно ссылаться на Закон «Об образовании» (ст. 50 ч. 20 распространяет все льготы на негосударственные образовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию). Далее, Федеральный Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 года, (глава 3 статья 16, раздел 3, абзац 6), определяет, что студент очного отделения ВУЗа имеет право на отсрочку. В нем также ничего не сказано о форме собственности. Этот же закон подтверждает право на отсрочку для аспирантов. Вместе с тем, юноше, поступающему в негосударственный ВУЗ, нелишне выяснить, имеется ли у него государственная аккредитация.

5. Призыв в армию больных юношей.
Среди нарушений, связанных с освобождением от призыва по состоянию здоровья, также часто встречается прямой обман. Недостаточно осведомленным призывникам и их родителям заявляют, что якобы категория В «ограниченно годен к военной службе» — не дает права на освобождение от призыва на военную службу. (см. ст. 20, часть 1 а Закона о ВОВС).

Ответственность за многие нарушения ложится на местные органы власти и медицинские учреждения. Практикуются негласные распоряжения местных администраций не выдавать юношам на руки медицинские карты, известны случаи уничтожения записей в них. Некоторые медицинские учреждения отказываются проводить обследования юношей призывного возраста, требуют направления военкомата. По поводу этих грубейших нарушений Конституции (ст. 41) и «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» (ст. 30, 31) рекомендуется обращаться в департаменты здравоохранения местных органов власти, в Министерство здравоохранения, а, если необходимо, и в прокуратуру.
Надо помнить, что гражданин имеет право требовать, и неоднократно, у военкомата направления в медицинские учреждения для дополнительного обследования, а в случае необходимости настаивать на проведении независимой медицинской экспертизы для обжалования медицинского освидетельствования в суде. (См. «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан», ст. 25 и 53)

6. Призыв выпускников вузов с военными кафедрами.
Права этой категории призывников защищать особенно трудно. Как правило, вопрос об их призыве вообще не рассматривается на ПК, не проводится медицинское обследование, утверждается, что на них не распространяются отсрочки, указанные в Законе о ВОВС. КСМ России направил письмо в Главную военную прокуратуру и получил ответ (№ I-892 ж от 7 июня 1995 г.), в котором, в частности говорится: « Статьей 21 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе» предусмотрены основания предоставления отсрочек от призыва на военную службу. Каких-либо изъятий для офицеров запаса в предоставлении отсрочек от призыва на военную службу в Законе не содержится».

Во многих случаях бывает достаточно продемонстрировать знание закона, и военкоматы, рассчитывающие на правовую неграмотность призывника, отступают. Однако часто приходится проявлять большую настойчивость и решимость в отстаивании своих прав. В большинстве перечисленных случаев при своевременном и грамотном обращении в суд можно с высокой вероятностью ожидать решения в пользу призывника. Действенным бывает и обращение в прокуратуру.
Не следует забывать, что за организацию призыва отвечает глава местной администрации (ст. 23 часть 2 Закона о ВОВС), а его заместитель является председателем ПК. Таким образом, граждане и организации имеют все основания обращаться к местным органам власти по поводу грубых и массовых нарушений закона при призыве.

(По материалам
Комитета солдатских
матерей России).
Рис. В. Куликова.

Консультанты «Правового ликбеза» — адвокат Н.И. Плахова (запись на личный прием — среда, пятница с 13-14 по тел. 2-35-14) и нотариус Т.А. Лобова (ул. Народная, 63/17, тел. 4-51-71).
row['name']