«Ваше предложение, говорю, убогое!..»
О том, что «злые языки страшнее пистолета»,- сокрушался еще в позапрошлом столетии устами своего героя остроумнейший из российских классиков. Не учел однако Александр Сергеевич Грибоедов в своем жизненном наблюдении одного существенного момента: страшнее пистолета могут быть языки не обязательно злые, но и те, что озвучивают мысль незрелую, неглубокую, недалекую. И даже если цель при этом человек ставит самую что ни на есть, по его мнению, благородную, последствия подобных публичных размышлений могут оказаться самыми печальными.
В конце минувшего года в газете «Частная лавочка» появилась статья «Не могу «пройти» мимо», автор которой — А.Степной, чрезвычайно озабоченный чистотой русского языка, затронул спортивный клуб «Ермак», действующий при технологическом техникуме-интернате. Точнее, сам клуб как таковой господина Степного интересовал мало, но вот название «Ермак» для клуба, где занимаются исключительно инвалиды, он расценил как «абсурдный пример непродуманного обращения со словом». Аргументируя свое высказывание, автор дает исчерпывающую характеристику физических качеств славного атамана, недоумевая, как это «Ермак, являющийся примером богатырского здоровья, силы и физического совершенства, вдруг становится символом инвалидов». Не ограничиваясь искренним изумлением по поводу столь вопиющего несоответствия формы и содержания и нетактичного (видимо, по отношению к Ермаку) поступка, борец за чистоту языка вносит «конструктивное» предложение переименовать клуб, назвав его… «Квазимодо».
Вероятно, оговорка автора статьи, что никакой издевки тут нет, мол, Квазимодо сам был инвалидом детства и очень хорошим человеком, на студентов и сотрудников техникума успокаивающе не подействовала. Напротив. Им потребовалось больше двух месяцев, чтобы прийти в себя от нанесенного оскорбления и отреагировать на крайне странный выпад.
Из письма председателя городского спортивного клуба инвалидов «Ермак» Е. Соколовой:
«В последние годы в нашем городе очень активно развивается инваспорт. Спортсмены клуба имеют немалые спортивные достижения. Среди них есть чемпионы России, Европы, мира, перворазрядники и мастера, выпускники Академии физической культуры. И клуб наш называется достойно — «Ермак», что является олицетворением казачьей столицы, примером подражания и устремлений для людей слабых здоровьем, но сильных духом и целеустремленных… Поэтому мы расцениваем предложение назвать наш клуб «Квазимодо» оскорбительным и унижающим достоинство спортсменов-инвалидов. И не надо забывать, что все ходим под Богом, и может, завтра сами станем инвалидами, зачем же издеваться над другими? Имея опыт работы с инвалидами, я поняла, что можно частично или полностью возместить физический недостаток, а вот недалекое мышление возместить нельзя…»
Надо сказать, что после выхода газеты с упомянутой выше статьей, в техникум, чтобы морально поддержать ребят, и звонили, и писали разные люди, возмущенные тем, как неуклюже автор разработал тему, не дав себе труда подумать о последствиях своих рассуждений.
На самом деле, если бы господин А.Степной озаботился не только желанием пофилософствовать «на публике», а был по-настоящему обеспокоен тем, чем «слово наше отзовется», он не забыл бы о самых простых вещах. А именно, о том, что слово «Квазимодо» давно уже стало у нас нарицательным, причем, в значении негативном. Что сравнение с «Квазимодо» воспринимается людьми как оскорбление или злая ирония. Что любой человек очень раним, а больной — вдвойне, и когда в его кровоточащей ране кто-то бесцеремонно и деловито копается, становится просто невмоготу.
«Сила слова беспредельна. Удачного слова часто достаточно было, чтоб остановить обратившееся в бегство войско, превратить поражение в победу и спасти страну», — говорил французский журналист Эмиль де Жирарден.
Но неудачного слова, увы, бывает вполне достаточно, чтобы убить в человеке само желание побеждать и спасать. Так что совет, который мы щедро раздаем налево и направо, призывая вначале думать, чем что-то сказать, по-прежнему актуален. Вот только обращать его почаще следует не к другим, а к самому себе.
P.S. Один совет рискну дать и оскорбленной стороне. Воспользуйтесь одним из бесчисленных афоризмов, «запущенных» в народ Владимиром Высоцким, знатоком русского языка, виртуозно владеющим словом: господин А.Степной, «Ваше предложение, говорю, убогое!». Кстати, у этой фразы есть весьма колоритное и, главное, очень уместное, применительно к данной ситуации, продолжение.