Сегодня:

«Сладкая жизнь»
Диабет — одно из самых распространенных заболеваний обмена веществ, приводящее к потере здоровья, ухудшению качества жизни. Число заболевших постоянно растет, и всё чаще диабет становится причиной инвалидности..

О проблемах больных детей, о нелегком испытании для них самих и их родителей рассказывает заместитель председателя Новочеркасской городской детско-молодежной Общественной организации инвалидов диабетиков «Ника» Петр Павлович Колпак.
— Сколько в Новочеркасске больных диабетом с инсулиновой зависимостью? Я знаю, что обеспечение таких больных стоит немалых денег. Как у нас в городе решается эта проблема?
— В Новочеркасске около 3,5 тысяч больных диабетом, среди них много молодежи и 30 детей в возрасте до 18 лет. Прежде чем говорить о том, сколько денег необходимо иметь для обеспечения этих больных, надо разъяснить всем, кто имеет о диабете лишь приблизительное представление — что это за болезнь, насколько она опасна, к каким последствиям могут привести любые ошибки или задержки в лечении.

Заболевание связано с недостаточным выделением инсулина поджелудочной железой, в связи с этим развиваются глубокие нарушения обмена веществ. Работоспособность и жизненная активность в этом случае резко снижаются, требуется введение больших доз инсулина. Диабет дает осложнения буквально на все органы — прежде всего на почки, сердце, глаза. Часто повышается артериальное давление, изменяется состав крови, в тяжелых случаях возникают язвы, гангрены, нередки ампутации. Если инсулин поступает в недостаточном количестве или не вовремя, то исход заболевания — кома и смерть. Поэтому полное и своевременное обеспечение лекарствами для диабетиков не каприз, а жизненная необходимость. Иногда всё решают часы, и даже минуты. Кроме того, важен режим питания и, конечно, одна из острых проблем — качество инсулина и наличие других необходимых лекарственных препаратов и специального оборудования, позволяющего постоянно контролировать уровень сахара в крови.
Что касается финансирования, то оно никогда не было достаточным. В 2001 году в бюджете города на программу диабета было предусмотрено — ноль рублей. Но уже в 2002 году -затрачено 600 тысяч рублей, а на 2003 год планировалось потратить 1,5 миллионов рублей, при необходимости — 13,5 миллионов.
— На что же тратятся деньги, да еще такие большие?
— В настоящий момент у меня нет сведений о том, сколько реально затрачено на покупку лекарств и медицинского оборудования для диабетиков. На этот вопрос нужно искать ответ у администрации города. Но я могу рассказать, что и в каком количестве необходимо диабетическому больному. Для примера возьмем ребенка, поскольку наша организация помогает, прежде всего, детям. Такой выбор оправдан еще и тем, что ребенку нужно самое совершенное оборудование и нередко дорогие лекарства, поскольку детский организм наиболее чувствителен и ошибки здесь недопустимы, слишком пагубными они могут быть для маленького человечка.
Во-первых, качественный инсулин. К сожалению, пока это только зарубежные инсулины и стоят они недешево. Надо отдать должное нашему губернатору В. Чубу, область закупает качественные инсулины.

Во-вторых, шприцы и иглы к ним. Вот, посмотрите, две иголки. Какие у них отличия. С вашей точки зрения — почти никаких. Одна чуть длиннее, чуть тоньше. Для взрослого человека, которому укол делают раз в сто лет — разницы нет. Но больной диабетом ребенок колет себя сам по пять-шесть раз в день. Каждый день, из года в год. Для него размер и толщина иглы имеют принципиальное значение! И это почему-то трудно объяснить нашим чиновникам. Даже медики, которые, казалось бы, с проблемой знакомы, не всегда нас в этом поддерживают. К несчастью, больного хорошо понимает только такой же больной. Вот специальный шприц-ручка, а к нему иголочки тоненькие. Очень удобная и качественная вещь. Но наши аптеки их не закупают, хотя стоят такие шприцы и иглы столько же, сколько закупаемые аптекой. Но «аптечные» значительно хуже. Мы просим, даем адреса и телефоны фирм, где можно купить интересующие нас иглы и шприца, а также тест-полоски для глюкометров. Но нас как будто не слышат…
В-третьих, глюкометры, ланцеты и тест-полоски. Огромное спасибо городской администрации, нашим больным детям закупили 30 глюкометров и именно таких, как мы хотели. Каждый глюкометр стоит 2,6 тысячи рублей. Производит их фирма «Rosh», работники ростовского филиала которой после этой покупки пообещали каждому вновь заболевшему ребенку дать глюкометр бесплатно. Мечта, конечно, но было бы здорово обеспечить такими приборами всех больных диабетом, не только детей. Глюкометр измеряет уровень сахара в крови. Берется ланцет, колется кожа на пальце и капля крови касается тест-полоски, на которой видно, какой в данный момент уровень сахара. А от этого зависит, нужно ли делать укол инсулина или нет. Много инсулина тоже плохо, организм не успевает его «съесть». В том-то и заключается вся сложность — инсулина надо ровно столько, сколько требует организм — не меньше и не больше. А иначе — осложнения, кома, опасность летального исхода.

Ребенок пять раз измеряет уровень сахара, пять раз колет пальчик ланцетом. А ланцеты бывают разные — та же история, что и с иглами. Теперь о тест-полосках. Визуальные стоят 500 рублей, но определяют сахар с большой долей погрешности. Есть и другие полоски — более точные, но они — дороже.
— Я, должно быть, чего-то не понимаю… Вы просите одни медицинские товары, аптека закупает другие, цена у них одинаковая. Почему же так происходит? Разве трудно согласовать вопрос с теми, чья жизнь зависит от этих лекарств и других медпрепаратов? Я знаю, массу случаев, когда такое согласование проводится. Например, Министерство труда и социального развития Ростовской области просило общественную организацию Всероссийского общества инвалидов дать квалифицированную экспертную оценку инвалидных колясок. Такое заключение было дано, и коляски Таганрогского завода стали действительно лучше. Ваш вопрос разве нельзя решить подобным образом?
— Над этим я как раз и бьюсь. Нужно выстроить единую цепочку — городская администрация, горздравотдел, аптечное управление и мы, потребители. То есть те, кто дает деньги, кто закупает для нас лекарства и те, для кого лекарства закупаются. В конечном счете больные диабетом имеют право получить то, что для них лучше. И никто, кроме больного (особенно, если болезнь длится годами) не знает, какой препарат предпочтительнее. Даже врач этого порой сомневается, а уж чиновник и подавно. Вполне естественно спросить нас — что же мы все-таки хотим. А пока в городе даже нет эндокринного отделения и больных в коме отправляют в Ростовские больницы. Не всегда есть такая возможность сразу отправить больного в Ростов. А промедление — смерти подобно — не в переносном, а в прямом смысле этого слова. Надеюсь, что мы все же соберемся вместе, а без этого будет трудно всем. Общие договоренности помогут быстро, эффективно и с наименьшими затратами решать многие вопросы.

— Какую роль играют общественные организации инвалидов, какую они оказывают помощь?
— Некоторым кажется, что мы излишне суетимся. Когда дело касается жизни человека, особенно ребенка, то лишней суеты не бывает. Разве не важны те проблемы, о которым мы только что разговаривали? Приведу простой пример — одна из наших девочек Оливия Односум в прошлом году 30 апреля осталась без инсулина. Впереди первомайские праздники, поступлений в аптеки не будет. У мамы девочки — стресс. Без инсулина ребенок погибнет. Вместе с работниками здравотдела мы звонили в Ростов, искали инсулин для девочки. И только под вечер 30 апреля вопрос был решен, все с облегчением вздохнули.

Многие вопросы наша организация решает эффективно и быстро, потому что мы по нашей проблеме — специалисты, мы ее знаем не понаслышке, а на собственных детях и внуках. Задача общественных организаций в данном случае — снять социальную напряженность, сократить путь к решению проблемы и, конечно, помочь нашей городской администрации и горздравотделу.
К сожалению, у нас нет своего помещения. Нет у нас в городе и Центра общественных организаций и объединений, хотя такой Центр значительно бы увеличил эффективность работы всех общественников. В гастрономе на ул. Московской, 8, есть отдел продуктов для диабетиков. Там мы размещаем свою информацию, газеты, журналы. Наша организация проводит праздники, выставки работ наших детей, экскурсии. Стараемся, чтобы ребята росли полноценными гражданами, а не замкнутыми в себе, душевно травмированными детьми.