Чуть больше месяца отделяют нас от дня выборов депутатов нового состава Законодательного собрания Ростовской области. Так сложилось, что о донском парламенте городская пресса рассказывает меньше, чем областные средства массовой информации. Мы обратились к главе Думы Новочеркасска Владимиру Золоторенко с целью хотя бы в небольшой степени восполнить этот пробел, рассказав о деятельности этого законотворческого органа с точки зрения не депутата, а человека, наблюдающего за его работой со стороны.
— Владимир Иванович, вам, наверное, не единожды приходилось присутствовать на заседаниях Законодательного собрания?
— Конечно. Мне приходится не только бывать на заседаниях, но и поддерживать самый тесный контакт с руководством Законодательного собрания, его председателем, заместителями, руководителями комитетов этого органа. В его аппарате есть специальный сотрудник Анна Юрьевна Антоненко, которая курирует нашу работу и осуществляет связь между Думой нашего города и Законодательным собранием.
Дело в том, что очень многие федеральные законы, которые принимает Государственная Дума, разрабатываются с участием органов субъектов федерации (областей, краев, округов) и муниципальных образований (городов и районов). Свежий пример — закон о принципах местного самоуправления, который недавно рссматривался на Совете Федерации и скоро будет обсуждаться в Государственной Думе. Мы, как нормотворческий орган муниципального уровня, через Законодательное собрание давали свои предложения по этому закону в центр. И это лишь один из примеров взаимодействия вертикали законодательной власти страны: Госдума — Законодательной собрание области — местные нормотворческие органы (Думы городов).
— Можно ли проводить параллели между Законодательным собранием и городской Думой в структуре, в порядке работы?
— Конечно, можно. Эти органы во многом сходны. Так же, как и городская Дума, Законодательное собрание состоит из аппарата (то есть служащих), депутатов, работающих на постоянной основе, и руководящих органов. Все депутаты задействованы, как и у нас, в Думе, в работе постоянных подразделений — у нас они называются комиссии (по разным отраслям — экономике, промышленности и так далее), а в Законодательном собрании это — комитеты, но принцип действия там такой же как и у нас. Сначала готовятся проекты областных законов и других документов, затем они проходят детальную проработку на комитетах, дальше — утверждение на заседаниях ЗС.
В нашей Думе 25 депутатов, в областном парламенте их 45.
— А можно поподробнее о составе областного законодательного органа?
— В том составе, что сейчас будет переизбираться, 44 мужчины и всего одна дама — Ольгая Георгиевна Борзова. 31 депутат был выдвинут инициативными группами избирателей, 1 — по самовыдвижению, 9 — от КПРФ, 3 — от «Яблока», 1 — от общественно-политического движения «Шахтеры России».
В плане профессиональном — 3 человека работали на постоянной основе в ЗС предыдущего состава; 10 — руководители областных ведомств и организаций; 9 — руководители промышленных предприятий; 8 — руководители в сельхозотрасли; 7 — работники образования, здравоохранения, служащие; 1 — военнослужащий; 2 — деятели профсоюзов; 3 — коммерсанты; 9 — руководители муниципального уровня. 43 депутата имеют высшее образование. На мой взгляд, команда эти пять лет работала достаточно сильная.
Хотя, я должен сказать, как и на наших заседаниях, там тоже есть любители поспорить и причем — по чисто принципиальным соображениям, а не с точки зрения здравого смысла.
Люди, конечно, разные, но в целом поработали они неплохо. И это отметил председатель Государственной Думы Геннадий Селезнев. По его оценке, Законодательное собрание Ростовской области — самое профессиональное среди подобных структур Юга России. Что это значит? А прежде всего то, что законодательные акты, разработанные и принятые нашим Законодательным собранием, идут в русле федеральных законов, не вступают с ними в противоречие. Это очень важный момент.
— Можно ли хотя бы примерно обозначить круг вопросов, которые рассматриваются Законодательным собранием?
— Он очень обширен. Это такой серьезный вопрос как бюджет области и менее масштабные, но не менее важные нормативные документы, на которых основывается вся наша жизнь. Перечислять очень долго, скажу, что за 5 лет работы последнего созыва рассмотрено несколько сотен вопросов, принято несколько десятков областных законов, издано множество постановлений, принята масса решений.
— Как вы считаете, насколько важна личность депутата, который представляет тот или иной округ, ведь он лишь один из сорока пяти.
— Каждый депутат представляет, как вы сказали, свой округ — район, город или часть города — своих избирателей, их интересы. На мой взгляд, человек, которому люди — избиратели — доверят это, должен постоянно сверять свои действия с наказами избирателей. При этом он должен обладать достаточным жизненным опытом, опытом практической работы в той или иной сфере, обладать хорошей образовательной базой, разбираться в законодательстве по разным отраслям, словом, это должен быть человек очень разносторонний, опытный и эрудированный. Мне лично кажется, что опыт руководства коллективом здесь будет тоже совсем нелишним.
— Есть ли в Законодательном собрании политические фракции, группы, объединения?
— На мой взгляд, да и не только на мой, этот созыв был наимение политизирован. И мне кажется это оправданным. Поясню. Человек, который принадлежит к какой-то политической формации, вольно или невольно становится выразителем не собственной точки зрения, а той, что диктует ему эта организация. Но это, будем считать, вопрос спорный.
— Владимир Иванович, но ведь все политические партии в конечном итоге борются за счастье народа…
— Да, согласен. Только методы борьбы у них разные. Понимаете, проблема состоит, например, не в том, чтобы не пересматривать тарифы, а в том, чтобы не дать рухнуть отрасли. Правда? Поэтому, еще раз скажу, что человек, который участвует в принятии решения, которое будет влиять на жизнь многих людей, а в данном случае — целой области, должен быть очень трезвомыслящим.
— А что вы можете сказать о депутатах, представлявших наш город в этом созыве Законодательного собрания?
— В связи с тем, что один из них выразил желание выставить свою кандидатуру на новые выборы (второй не может этого делать в силу занимаемой сегодня должности), я не хотел бы давать никаких оценок. Думаю, это должны сделать сами избиратели. И вообще, мне хотелось бы, чтобы каждый новочеркасец, обладающий правом избирателя, принял участие в выборах депутатов Законодательного собрания. Пусть каждый оценит кандидатов, взвесит их достоинства и недостатки и проголосует за того человека, от позиции, от компетентности которого мы все в области и нашем городе будем зависеть. Ведь вы поймите, есть такие вопросы, которые может решить только Законодательное собрание области. И очень важно, какие люди будут там отстаивать интересы Новочеркасска.
И еще хотел бы сказать, что надо верить не словам, а делам. Посмотрите, что человек сделал, как проявил себя, в каком деле добился успеха. Чего он больше хочет — мандат депутата или возможности поработать на благо людей? Здесь надо оценивать очень серьезно. Я нисколько не хотел бы бросить тень на тех, кто будет бороться за депутатство, — подавляющее большинство из них люди в городе известные и обладающие необходимыми качествами, так что будем считать, что новочеркасцам придется выбирать лучших из лучших. Но обязательно — выбирать! Выборы — это очень затратное дело и хотелось бы, чтобы наши общие деньги не пропали даром. На мой взгляд, у нас в городе сформированы очень работоспособные окружные избирательные комиссии, и я уверен, что их работа завершится успешно.
— Владимир Иванович, возвращаясь к основной теме нашей беседы, были ли вы свидетелем каких-нибудь острых моментов работы Законодательного собрания?
— Споры, возражения, резкая критика — все это как и везде, но, правда, случаев рукоприкладства, как в Государственной Думе, к счастью, не было. Все в рамках приличий. А люди там, конечно, очень разные, и по темпераменту, и по взглядам, как и все наше общество. Есть и такие (они везде, наверное, есть), которые руководствуются принципом: «вы работайте, а я вас буду критиковать». Но их единицы. В основном в донском парламенте — очень достойные люди.
И я, пользуясь случаем, хотел бы выразить большую благодарность за помощь в работе нашей Думы председателю Законодательного собрания Александру Васильевичу Попову, его заместителям — Николаю Федоровичу Беляеву и Николаю Васильевичу Шевченко, председателю одного из комитетов Александру Валентиновичу Ищенко. Хочу отметить тесное взаимодействие с нашей Думой и Анатолия Панфиловича Волкова, и как мэра, и как депутата Законодательного собрания Ростовской области. Тем, за кого проголосуют избиратели 30 марта, хочу пожелать успешной работы и принятия только правильных и дальновидных решений по всем вопросам.