Сегодня: 19 апреля 4614, Вторник

Когда-то у одного из писателей мне довелось прочитать довольно-таки занимательные размышления героя на тему, почему Россия никогда не станет похожей на западные страны. Были там такие строки: если в Англии вы поблагодарите лакея в ресторане за хорошо поданное на стол блюдо, он запомнит это и в следующий раз обязательно постарается обслужить вас еще лучше; если же вы позволите себе сделать нечто подобное в России, то лакей, самое меньшее, посмотрит на вас как на сумасшедшего чудака и не преминет облапошить при первом же удобном случае.
У нас в стране давно уже нет лакеев, и все — по Конституции — равны между собой и наделены одинаковыми правами, но порой создается впечатление, что ничего не изменилось. Да, следует признать, — на рынке появилось многообразие качественной продукции; открываются и развиваются крупные магазины и всевозможные кафе, рестораны и забегаловки — рассчитанные на любой вкус и кошелек. Владельцы подобных заведений постепенно начали ориентироваться не только на объем продаваемых товаров, но и на престиж качества в своих фирмах. Тем не менее, одна из основополагающих компонент успешного бизнеса, на которую делают серьезные ставки в центральных городах — и в Москве, и в Петербурге, и теперь уже в Ростове, — культура сферы обслуживания и сервиса — продолжает в Новочеркасске хромать сразу на обе ноги.

Был такой случай. Однажды в галантерейный отдел, расположенный в одном из магазинов на Московской, зашел покупатель. Вывеска гласила, что отдел работает до 19:00, до закрытия оставалось еще полчаса, но продавец уже собрала товар. На недоуменный вопрос покупателя (как же так, у меня же есть еще тридцать минут, чтобы успеть сделать покупку), продавец грубо ответила: «Когда хочу, тогда и закрываюсь. Все претензии — на Московскую, 28*!». Очень много негативных отзывов поступает и от посетителей супермаркетов, где, хоть и представлен широкий спектр товаров, иногда образуются такие очереди — у касс, возле прилавков, что невольно вспоминаются старые, добрые «карточные» времена… Причиной толкучек люди считают нерасторопность персонала. Бывает так: когда один продавец взвешивает, считает, дает сдачу, еще две дамочки в форменных халатиках, весело щебеча где-нибудь неподалеку, обсуждают свои житейские проблемы. Или другая ситуация. Продавщица заявляет, обращаясь к очереди в семь-десять человек: «Вы подождите, мне надо товар принять». И исчезает минут на десять-пятнадцать. После такого люди, возмущаясь, говорят, что больше в этом магазине они покупать ничего не будут.
Впрочем, как это ни обидно, мы давным-давно уже привыкли к хамству и не замечаем его — так ведь гораздо проще. Каждый, наверное, сталкивался с вызывающе бестактным поведением некоторых кондукторов в общественном транспорте. Либо, грубо теребя за рукав пальто, вас уже в пятый, как минимум, раз за поездку спрашивают, покупали ли вы билет, и под прицелом «церберского» взгляда вы отыскиваете в карманах этот самый билет, дабы доказать свою добропорядочность. Либо вас толкают: «Проходите по салону, не загораживайте проход», и возражения, вроде «мне сейчас выходить», оказываются абсолютно бессмысленными. Конечно же, далеко не все они ведут себя таким образом: среди них есть вполне культурные люди. Но… ложка дегтя способна испортить даже бочку меда.

Однако безусловными лидерами в хамстве все же остается обслуга иных кафе и баров. В одном из таких заведений трем посетителям, пришедшим туда отдохнуть и перекусить, пришлось прождать более получаса, пока им принесли меню. В течение этого времени они несколько раз подзывали официантов, каждый из которых кивал головой: «сейчас» — и пропадал. Когда, все же «добившись справедливости» и покушав, они попросили официантку позвать метрдотеля, чтобы высказать свое мнение о кафе, девочку эта просьба настолько возмутила, что она просто швырнула на стол сдачу и выкрикнула: «Вам надо, вы и ищете ее!». Это лишь один из многочисленных примеров.

Странно, что наши предприниматели не стараются обращать внимание на сферу обслуживания. А зря. Ведь именно она, эта сфера, играет одну из ключевых ролей в современном бизнесе. Видимо, не созрели еще господа владельцы для таких решений…

* по адресу ул. Московская, 28, располагается городское Управление торговли.