Читатели «бомбят» редакцию телефонными звонками и письмами. И всё о коммунальной сфере. Многие проблемы «коммуналки» не решаются или решаются плохо, а тарифы по уплате жилья и коммунальных услуг растут…
ТАРИФЫ ПОВЫСИЛИ… ЧТО ДЕЛАТЬ, КОГДА НИКТО НЕ ВИНОВАТ?
29 ноября прошлого года городская Дума приняла решение о повышении тарифов на жилищно-коммунальные услуги. За последние полтора года тарифы поднимали трижды, что весьма ощутимо для горожан.
Пожалуй, мало кто сомневается, что в условиях инфляции цены постоянно растут. Беда в том, что растут они гораздо быстрее, чем зарплаты и пенсии. Но и к этому мы привыкли. Так стоит ли говорить о повышении тарифов? Или после драки кулаками не машут?
Я думаю, говорить об этом надо.
Во-первых, каждый имеет право знать, за что он платит и из чего складывается цена.
Во-вторых, повышение тарифов в 2-4 раза при общей инфляции 14-28 процентов должно подразумевать улучшение качества и увеличение количества услуг. А это в нынешней ситуации при разваленной коммунальной сфере вряд ли возможно.
В-третьих, повышение тарифов или сохранение их на прежнем уровне — вопрос не только экономический, но и политический, особенно накануне выборов. Тарифы подобны лакмусовой бумаге, проявляющей «народность» того или иного депутата.
7 депутатов, из 25 присутствующих на заседании городской Думы, проголосовали против повышения тарифов (один воздержался). Некоторые обвинили этих депутатов в недобросовестности, нежелании принять непопулярное, но нужное решение.
Так ли это? Не знаю. Но хочу узнать.
Готовя публикацию, я набросала план. Сначала получить информацию от противников повышения тарифов. Потом поинтересоваться мнением Департамента городского хозяйства (в интересах этой организации, как мне кажется, и повышены тарифы). И, наконец, расспросить независимого специалиста-эксперта, если такой отыщется.
Предлагаю тебе, читатель, последовать за мной и посмотреть на данный вопрос с разных позиций. Поскольку газета не резиновая, мы познакомимся сегодня только с одним мнением. Остальные — в следующих публикациях.
Виктор Иванович Емяшев — депутат городской Думы, председатель комиссии по вопросам жизнедеятельности города и ЖКХ — голосовал против повышения тарифов. Свою позицию он разъясняет четко и ясно.
Во-первых, не выполнено решение городской Думы N 22 от 25 мая 2001 года, которое предусматривало аудиторскую проверку коммунальных служб и ряд мер по улучшению механизмов предоставления услуг горожанам. Проверка должна была выявить на что конкретно тратятся средства и каковы реальные затраты в коммунальной сфере. Затраты определяют и тарифы. Без аудита невозможно понять соответствуют ли тарифы затратам, не завышены ли нормы потребления газа, воды и т.д. Также предполагалось введение единых требований к содержанию заключаемых договоров найма жилых помещений и поставки жилищно-коммунальных услуг, включение в эти договора мер ответственности за недопоставленные или некачественные услуги.
Во-вторых, представленная документация по повышению тарифов требовала более тщательного анализа. Такое важное решение нельзя принимать второпях, не осмыслив, не взвесив все «за» и «против», не рассмотрев альтернативные варианты.
В-третьих, проводится реформирование системы выделения субсидий. Для горожан это тоже стресс, волнение. Возникает множество новых проблем и вопросов, требующих разъяснения. А тут еще и тарифы повышают. Ситуация сложная и не во всем ясная. В связи с повышением тарифов может увеличиться и количество желающих получить субсидии. Ведь многие граждане, даже имея низкие доходы, за субсидиями не обращались, стараясь выплатить квартплату самостоятельно.
Проводится жилищно-коммунальная реформа. По мнению В.И. Емяшева она не должна сводиться только к повышению тарифов. Домоуправления, за исключением двух-трех, находятся в плачевном состоянии. Нет техники, специалистов, катастрофически не хватает средств. Надо, прежде всего, решать вопрос укрепления базы коммунально-обслуживающих предприятий. Решить этот вопрос за счет повышения тарифов невозможно, нужны капиталовложения из бюджета.
«С другой стороны, — как пояснил В.И. Емяшев, — многое делается для улучшения стрессовой ситуации, которая сложилась в ЖКХ. Выплачены долги города по газу, большая работа по замене и модернизации сетей проведена «Водоканалом». В настоящий момент «Водоканал» в пиковые дни, например, летом в жару, может дать до 60 тысяч кубометров воды в сутки. Это несомненное достижение. Вообще, на сегодняшний день среди предприятий коммунальной сферы «Водоканал» — самое крепкое, стабильно работающее, за что большое спасибо его руководителю А.В. Бреусу и главному инженеру В.Н. Половкову.
Кроме того, будет проводиться большая реконструкция городских улиц, для чего из средств областного бюджета выделено 50 миллионов рублей. Департамент городского хозяйства пообещал в ближайшее время решить проблему освещения улиц. Успешно действует программа по созданию Товариществ собственников жилья. На ее реализацию выделены средства, но их, к сожалению, не хватает. А ведь это реальный способ решить многие проблемы. Горожане получают возможность сами распоряжаться средствами, собранными в качестве квартплаты, решать, куда их направлять, кому платить за услуги, за ремонт и т.д. А департамент городского хозяйства снимает с себя груз забот о конкретном доме. При передаче жилья в ведение Товарищества, производится капитальный ремонт здания.
Все эти мероприятия проводятся в условиях тотальной нехватки средств, при значительной изношенности жилого фонда и систем жизнеобеспечения. Понимая сложившуюся ситуацию, городская Дума прилагает все усилия к её улучшению. Вопросы ЖКХ находятся под постоянным надзором депутатов, и даже в самых сложных ситуациях мы пытаемся добиться положительного результата».
Горожане прекрасно знают, в каком состоянии находится жилой фонд и системы жизнеобеспечения. Да и про финансы, поющие романсы, нам тоже известно. Жители «Молодежки» неделю сидели в «дежурном режиме тепла» из-за того, что МРЭП ЖКХ задолжал НЭВЗу. Тем не менее, нынешние тарифы многим не по карману, да и субсидии всех не спасут. Прожиточный минимум — 1627 рублей на душу, а если у тебя 1700 рублей, то ты уже богач? Вопросы остаются. А среди них главные — должны ли мы оплачивать чужие ошибки и бесхозяйственность, приведшие к развалу коммунальной сферы и где гарантия, что обещанные нам улучшения все-таки произойдут.
Надеюсь, ответы на эти вопросы мы получим в департаменте городского хозяйства. Об этом — в последующих публикациях.