Сегодня:

«СЛУЖИТЕ ДРУГ ДРУГУ КАЖДЫЙ ТЕМ ДАРОМ, КАКОЙ ПОЛУЧИЛ,
КАК ДОБРЫЙ ДОМОСТРОИТЕЛЬ МНОГОРАЗЛИЧНОЙ БЛАГОДАТИ БОЖИЕЙ»
(1 Пет, 4,10)

-Отец Олег, сегодня, когда наше общество расслоилось на «богатых» и «бедных», когда разница в уровне жизни достигает прямо-таки устрашающих размеров, все чаще и чаще люди задают себе вопрос — совместимо ли богатство и христианский образ жизни?
— Вся проповедь Господа нашего Иисуса Христа раскрывает учение о Царствии Небесном и говорит о тех условиях, которые делают Его доступным для каждого человека. Символ веры, наше исповедание заканчивается словами: «чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века». Краеугольным камнем христианства является учение о вечной жизни. Именно поэтому бог воспринимается нами не как источник видимых благ и устроитель быта и достатка, но как Царь Славы и источник любви. И, следовательно, отношение к жизни во всех ее проявлениях и ко всем ее благам у христиан будет иным, нежели у язычников.
Христианство не имеет целью создать рай на земле, так как сама земля — место для изгнанных из рая. Христианство способствует тому, чтобы эта земля не превратилась в ад. И вечные законы небесной правды зачастую противоположны многим умозаключениям земной лжи и человеческим иллюзиям. Не существует шаблона для людей, нет в мире однотипности. А поскольку человек обладает свободной волей, то и проявление каждого в жизни общества будет разным. Разными бывают и бедность, и богатство.
Спаситель говорит нам: «истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царствие Небесное. Удобнее верблюду пройти сквозь игольное ушко нежели богатому войти в Царствие Божие». Что это означает? Неужели то, что людей богатых почти невозможен вход в это Царствие? Нет! Святитель Иоанн Златоуст, объясняя приведенные слова Господа, говорит, что «Христос сими словами не богатство порицает, но тех, кто пристрастились к нему». Богатство, данное Богом и преумноженное стараниями человека, есть весьма трудное послушание, притом — опасное, для владеющего этим богатством. При правильном и благоразумном употреблении своего богатства человек может быть облагодетельствован Богом и почитаем людьми. Святой Златоуст так поучает людей богатых: «Насытился ли ты пищей — вспомни голодного. Утолил ли ты жажду — вспомни жаждущего. Согрелся ли — согрей трясущегося зимой. В доме ли высоком и богато украшенном живешь — введи скитающегося в оный. Возвеселился ли ты на пиру — возвесели скорбящего и сетующего. Воздали тебе честь как богатому — посети и ты убогих. И если ты милостив и снисходителен будешь к ним, то и сам, при исходе души твоей от тела, милость получишь. И пусть дом твой будет пристанищем служителям Божиим и священникам, и всякому церковному чину: введи таковых в дом твой и воздай честь, поставь им трапезу и сам с семейными послужи им. Пусть знают тебя и пусть молитва их за тебя в церкви вознесется, и пусть свеча твоя там горит, и просфора принесена будет. Клеветы на иноков и на кого из духовного чина не принимай. Согрешающего не суди, помни слова Господа: не осуждайте, да и не осуждены будете. Не стыдись первый поклониться встретившимся с тобою. То если так будешь жить, то не только не будет тебе препятствовать ко спасению власть и богатство, но и будут тебе вождями к Царствию Небесному, как добрые друзья».
— Часто мы видим людей, просящих милостыню. Кто-то — просто проходит мимо, а некоторые — подают, часто делясь последним. А сколько появилось разных спонсоров, прикрывающихся словами о благотворительности, и решающими какие-то свои, частенько корыстные задачи. Мне кажется, что всякая благотворительность должна быть личной. Недаром на Руси существовало такое понятие — «тихая милостыня», когда благодеяния совершали, не привлекая к ним постороннего внимания.
— Всякая благотворительность есть не милость того, кто дает, но милость Божия к нему, позволяющая творить столь великое и благое дело. Необыкновенно и исчерпывающе говорит об этом святой Августин: «Не тот искренне милосерден, кто дает от своих избытков, но тот, кто лишает себя и нужного в пользу бедных». Дело благотворения не должно быть афишируемо, не должно совершаться для личной славы, лишь тогда милостыня будет принята богом. Святой Василий Великий говорит: «Будь подобен ручью, наполняющему своей влагой злых и добрых, — благодетельствуй всем, но не шуми, подобно ему, о своем благодеянии».
— Иногда в адрес человека состоятельного можно слышать упреки: «Вот, разбогател на…» А дальше варианты разные — «…на наших деньгах, на земле народной, на нефти, на газе…» Наверное, важно, каким путем человек достиг своего благополучия?
— Безусловно, всякое богатство должно быть достигнуто честным трудом, не должно быть построено на несчастье и скорби людей. Горе человеку, который ослепленный страстью к наживе и «легким» деньгам, прибегает к неблаговидным делам. Обычно таких лихоимцев ожидает внезапная и страшная смерть, поругание и расточение всех их богатств. Сам Господь наш Иисус Христос говорит: «Горе тем, которые собирают сокровища для себя, а не в Бога богатеют»,

МУДРОСТЬ СВЯТЫХ ОТЦОВ

«Жить нам, дорогие мои, предстоит вечно… Ни богатство, ни бедность, ни болезни сами по себе и не губят нас, и не спасают, но обращение душ наших от земли к небу, к Богу, и любовью Божией к людям — вот то, что несомненно ходатайствует человеку вечную радость.
Богат ли ты — спасайся милосердием, сострадательностью и смиренной щедродательностью, богатей в Бога. Беден ли и болен — спасайся терпением и покорной кротостью пред Божиим изволением. Ищи не своего, но Божиего и пользы тех, кого Господь поставляет на твоем жизненном пути. У Бога нет неправды, нет ничего случайного…
Стремись желанием туда, где цветет юность без старости, жизнь без смерти, радость без скорби, сладость без горечи, всякое благо без малейшего зла…»