Сегодня:

После Сталинградской битвы война покатилась на запад. В один из зимних дней 1943 года Советское информационное бюро сообщило:
«13 февраля наши войска в результате решительной атаки овладели городом Новочеркасском. Первыми ворвались в город части генерал-майора Утвенко и полковника Серегина из соединения генерал-майора Чанчибедзе».
Накануне наши войска выбили врага из станицы Кривянской. Бои за освобождение нашего края были не из легких. «Однажды, перед наступлением на Новочеркасск, — сообщил Н.П. Маракушев из Иваново, — когда разведрота готовилась к маршу, среди бойцов появилась белокурая девушка с санитарной сумкой через плечо. Это была новая медсестра Галина Балакина. Она прошла уже большой боевой путь, участвовала в разгроме немцев под Москвой, в других сражениях».
С фотографии, которую прислал в своем письме Н.П. Маракушев, на нас глянула бравая фронтовичка при орденах и медалях. Дух оптимизма не покинул эту женщину. Ее знали в Иваново, как активистку ветеранского движения. Г.Г. Балакина от стен Новочеркасска пошла дальше на запад и прошла весь боевой путь, который увенчался Победой.
А тогда, зимой 1943 года, город лежал впереди на припорошенном снегом холме. Как к нему подступиться? Главный удар решено было нанести с севера. В ночь на 13 февраля 2-й гвардейский механизированный корпус овладел станцией Персиановка, 300-я стрелковая дивизия при содействии 2-го гвардейского механизированного корпуса заняла станицу Красюковскую. Части 98-й, 3-й и 49-й гвардейских стрелковых дивизий повели наступление на Хотунок.
Наступление на город шло и с других сторон. Отступая, немцы готовили столице казачества предвесенние «подарки». Как напишет потом бывший начальник штаба 2-й гвардейской армии Маршал Советского Союза С.С. Бирюзов, «…город был спасен от уничтожения — специальные гитлеровские команды поджигателей и подрывников не успели сделать свое подлое дело».
Если вам доведется побывать на пересечении Красного спуска и улицы Александровской, приостановив шаг, обратите внимание, на монументальное здание из красного кирпича с балконом. Именно на этом доме взвилось знамя освобождения города. Его водрузил с боевыми товарищами 13-го февраля старший лейтенант одного из батальонов 98-й стрелковой дивизии Я.А. Кербель.
Символичо: в здании размещалась школа N 17 (теперь ее новый белокаменный корпус смотрит на Александровскую широкими проемами окон, чуть отступив к автотранспортному колледжу и спорткомплексу Военного института связи.
Прошло семь дней и в городе начали возобновлять свою работу школы и библиотеки. Из заметки в городской газете «Знамя коммуны» за 20 февраля 1943 года:
«Начинают работать 11-я начальная, 18-я железнодорожная и 19-я железнодорожная начальная школы. В ближайшие дни возобновят занятия 2-я средняя, 5-я средняя, 12-я средняя, 13-я начальная и 18-я начальная школы города.
Читальный зал городской детской библиотеки открывается 20 февраля. Выдача книг на дом будет производиться с 22 февраля…»
В этом же номере газеты говорилось:
«Рабочие комбината им. Крупской со всей энергией советских людей взялись за восстановление своего предприятия… Трикотажницы сели за разбор шерсти — они заинтересованы скорей выпустить для бойцов Красной Армии теплые носки… В столярный цех поступают заказы проходящих частей. Станки разбиты — они скоро будут восстановлены, а пока работа проходит вручную… Обозоремонтный цех приступил к изготовлению подков…»
Город на холме освободили, надо было освобождать другие города и села.