Сегодня:

Чем дальше уходят от нас грозные годы тех далеких лет, когда в нашем городе хозяйничали незваные «гости», тем значимее и рельефнее воспринимается подвиг тех, кто, не жалея своих сил и самой жизни, бился с ненавистным врагом, пядь за пядью освобождая от фашистских захватчиков священную землю.
Это были невероятно тяжелые месяцы. Город оставался в руинах, без отопления, электроэнергии, без продовольствия. Голод усиливался по мере приближения зимы, так как все припасы таяли на глазах. Не было водопровода. Холодно. Чтобы как-то согреться, топили печи мебелью, дровами, в результате вырубили деревья в парке, садах, погибла красавица дубовая роща.
Старосты и полицейские выгоняли все взрослое население на хозяйственные работы. Измученные непосильным трудом, голодом и холодом, многие не выдерживали — умирали от болезней, замерзали. Если была возможность, уходили в близлежащие села или пробивались через фронт к своим.
До жителей доходили вести с фронта, с большой земли. И чем успешнее шли дела у наших войск, тем больше зверели фашисты.
Однажды жители, доведенные до отчаяния, рискуя жизнью, проникли на склады с зерном, находившиеся в районе Азовского рынка. Сбив замки и засовы, они стали набирать зерно. Многие были убиты или ранены, но часть зерна все же удалось унести. Им поделились с другими. Именно поддержка и взаимопомощь в те годы помогла многим выжить.
Наконец пришла радостная весть об окружении фашистской группировки под Сталинградом, прорыве фронта, о чем свидетельствовали бесчисленные группы румынских войск, в спешке уходивших от своих союзников. Гитлеровское командование перестало снабжать румынские части продовольствием и они, голодные, забирали у горожан практически все, что попадало им под руки.
Тяжелый январь окончился, и наступил уже более мягкий февраль. Все чаще появлялись оттепели. А нескончаемая канонада говорила о скором освобождении.
И вот он наступил, этот долгожданный февральский день освобождения. Это был в общем-то теплый день, моросил небольшой дождь, а по улицам шли колонны наших бойцов. Все, кто мог, выходили на улицу и с радостными возгласами целовали полы солдатских шинелей, гладили руки и плакали от счастья.
Многие мальчишки взобрались на технику и сопровождали своих освободителей. Детей солдаты несли на руках, угощая кто чем мог: сухарем, хлебом, кусочком сахара.
Все — оккупация закончилась, мы выжили, выстояли, победили.
Теперь, вспоминая то время, мы не должны забывать своих героев-освободителей и помнить об их подвиге. Низкий поклон им от всех, кто помнит то время, кто пережил мучительные месяцы неволи.