Сегодня:

Россияне являются сторонниками полнокровно речи. Как говорила Анна Ахматова, свой язык нужно знать и использовать в полном объеме. Но вскоре это может обойтись очень дорого: публичное распространение нецензурных ругательств будет наказываться крупными штрафами.

С 1 июля 2014 года за нарушение запрета на употребление неправильных слов в неправильном месте предусмотрены штрафы:

— для обычных граждан — от 2 тыс до 2,5 тыс рублей,

— для должностных лиц – 4 тыс до 5 тыс рублей,

— для юридических лиц – от 40 тыс до 50 тыс рублей.

Но ведь в русском языке, помимо широко употребляемых нескольких матерных слов, много других — не менее выразительных, хотя и не бранных!

Закон вводит штрафы за организацию «публичного исполнения произведения литературы, искусства или народного творчества, содержащего нецензурную брань, посредством проведения театрально-зрелищного, культурно-просветительного или зрелищно-развлекательного мероприятия».

Хотя меня больше смущает то, что первично наши законодатели озаботились именно матом в искусстве. При этом мало кто обращает внимание, что нецензурная лексика процветает в жизни.

Вот такая картинка: 6 июля, 11 часов 45 минут, автобус (номерной знак 579ТК) отправляется по маршруту №54 от остановки «Азовский рынок». В салон автобуса заходят Ветераны, предъявляя соответствующие удостоверения на льготный проезд. Водитель недоволен, и свое недовольство он выражает в форме нецензурной брани. В салоне автобуса не только возрастная публика, но и дети. Один момент – дети слушают и видят безнаказанность оскорбления достойных людей.

С другой стороны – наши все понимающие граждане, которые с одной стороны и возмущаются происходящим, а с другой – пытаются найти причину: может, расстроил кто? Почему водитель в простых матерных выражениях объясняет гражданам, что он хотел бы ехать без пассажиров? Понимает ли он цель своей работы? Или работодатели ему не объяснили, что в его функции входит именно перевозка пассажиров, а не прогул автобуса по городу?

Большинство жалоб мы принимали на обслуживание транспортников иного перевозчика. Но в данном случае – это транспортная компания  ТК «Новочеркасск». Я не буду сегодня указывать фамилию водителя – думаю, компания-перевозчик может выяснить это по дате и номеру автобуса. А вот граждане, слушавшие свои характеристики в нецензурном исполнении, хотели бы услышать извинения и от водителя и от компании, имеющей такого сотрудника.

Я не ханжа, и, скажем, споткнувшись на тротуаре и сломав каблук, я сквозь зубы произнесу не «какой неровный асфальт на этой улице», но я буду всегда знать место и время. Я никогда не обращусь к незнакомому человеку с простой матерной речью. Да и водителю этого 54-го маршрута советую подумать: сейчас он хозяин положения, он перевозит граждан. Но придет время и он окажется пассажиром и не нужно ждать, что воспитанные на его словах подросшие дети будут отталкивать его или объяснять в простых выражениях – где его место.

Мат будет всегда, останутся люди, ругающиеся матом. Но в церковь же приходят люди из различных социальных групп, и никто не плюёт на пол, потому что атмосфера духовности не позволяет. Таким же храмом должен стать наш русский язык. Если такое возможно.

  Фраза в тему:

Хрен, положенный на мнение окружающих, обеспечивает спокойную и счастливую жизнь. Фаина Раневская