Сегодня:

Мы открываем в газете новую рубрику, посвященную проблемам экономического развития нашего города. Ведущим рубрики будет начальник отдела внешнеэкономических связей, инвестиционных проектов, развития предпринимательства и туризма в городе Новочеркасске Алексей Федоров, недавно назначенный на эту должность. Сегодня мы знакомим с ним наших читателей.

— Алексей Валерьевич, насколько ожидаемо было для Вас предложение возглавить этот отдел?
— На эту должность я был назначен нашим мэром Анатолием Ивановичем Кондратенко. Практически каждый человек из его команды сказал: «Анатолий Иванович, если Вы считаете, что в данной ситуации мы должны решать именно эти проблемы, именно здесь и сейчас, мы будем их решать».
— Совпало ли это предложение с вашими возможностями: интеллектуальными, профессиональными?
— Я получил образование экономиста. Профиль — международная деятельность и экономика. Обучался в Варшавском университете международных отношений, проходил стажировку в Министерстве по делам заморских территорий в Париже, читал лекции в Марселе, написал диссертацию по экономике, скоро состоится ее защита. Анализируя всю совокупность моих возможностей, было принято решение, что именно мне необходимо заняться вопросами внешнеэкономических связей, инвестиционных проектов, развития предпринимательства и туризма в городе. Первоочередная задача – подъем провального уровня предпринимательства.
— Почему, на Ваш взгляд, образовался провал, о котором Вы говорите?
— Я не хочу смотреть назад и не собираюсь говорить о тех, кто работал до меня. Они, вероятно, делали, что могли, и делали это по многим позициям хорошо. Не нам их судить. Причины провала вполне могли быть объективными. Может быть, дело в том, что изначально наш город был не совсем инвестиционно привлекателен. Поэтому я буду говорить только о том, что я намерен делать.
— Каковы же Ваши первые шаги?
— Я повстречался со всеми некоммерческими организациями предпринимателей, с руководством Торгово-промышленной палаты Новочеркасска, веду личный прием граждан. У нас прошла встреча с участием мэра города с предпринимателями в широком кругу. Провели уже первое социологическое исследование малых и средних предприятий, на основании которого мы составим стратегическое планирование задач. Сейчас наше видение будущего кристаллизуется, и скоро мы предложим план конкретных мер по выходу из кризиса. Между тем, те данные, которые я получаю от предпринимателей, — вопиющие. Приведу пример. Есть у нас в городе фирма, занимающаяся производством электронного оборудования. Так вот, три года назад доля отечественных комплектующих у нее была 80 %,
а зарубежных – 20 %. На сегодня 90 % комплектующих у нее — зарубежные, и только 10% — отечественные. По моим прогнозам, в ближайшей перспективе эта фирма перейдет на 100% импортные комплектующие, и следом вывезет свое производство куда-нибудь на Тайвань или в Китай. И подобных примеров много. Поэтому сейчас я пытаюсь создать правовой базис, на основании которого, прежде всего, мы должны понять, в каком направлении необходимо двигаться. Сегодня у меня идут консультации с депутатами всех фракций, надеюсь, они создадут профильную думскую комиссию по предпринимательству и инновациям, где можно будет оперативно решать вопросы бизнеса, инноваций и инвестиций. Вообще, одна из первоочередных задач – запуск деятельности Совета по малому предпринимательству. На сегодня мы разработали уже проекты нескольких Положений — о Совете по малому предпринимательству администрации города, об общественной экспертизе, об инвестиционной деятельности и другие. Сейчас проводится их экспертиза. Если мы в ближайший год не сделаем серьезного рывка, то можно сказать, что город начнет вымирать в экономическом плане. Нужны кардинальные шаги.
— Наверняка у вас есть уже и кардинальные предложения?
— Безусловно. Прежде всего, это перемена политики в отношении налого-обложения, включая в некоторых случаях полную их отмену. К примеру, по инвестиционным проектам я вынашиваю предложение, по которому все инвестпроекты свыше 1 миллиона рублей, которые будут инвестированы в город, не облагались бы налогом на землю в течение 5 лет. Что это даст? Уверен, на таких условиях инвесторы начнут выбирать нас. К тому же предприятия это подтолкнет к перевооружению производства. Ведь если налог у них уменьшится, они могут использовать эти средства для развития. Купил новый станок, построил новый корпус – и пять лет налог на землю под ними можешь не платить. Вот это мы пытаемся сейчас заложить в Положение об инвестиционной деятельности.
— А как же так называемая упущенная экономическая выгода?
— Я обсуждал это с сотрудниками фин-отдела и депутатами. Они задавали тот же вопрос — не обеднеет ли при этом бюджет? Я утверждаю, что потерь бюджета не будет. Объясню, почему. Если нет производства, то будем мы вводить эти льготы или не будем, у нас оно и не появится, налогов как не было, так и не будет. А если обеспечиваем льготы при налоговом обложении, то к нам придут предприятия. И тогда как раз налоги пойдут. На сегодня льготы предусмотрены только федеральным и областным законодательством. Местного нормативного акта у нас нет. Сейчас мы занимаемся тем, что создаем с нуля эту правовую базу. Наша важнейшая задача — разработка инвестиционной стратегии развития города. Кстати, правильная инвестиционная политика поможет улучшить и демографическую ситуацию в городе.
— Вы уже что-то предприняли и на этот счет?
— Численность населения нашего города составляет 176 тысяч человек. Доля пенсионеров, начиная с пика численности населения – 1989 года, когда в городе проживало 203 тысячи человек, значительно увеличилась, а число трудоспособного населения резко сократилось. Картина удручающая. Демографическую проблему необходимо срочно решать. А это напрямую связано с дефицитом и дороговизной жилья. У нас есть сейчас несколько инвесторов, один из них вкладывает деньги в строительство завода по производству газобетонных блоков, то есть это будет практически домостроительный комбинат. Мы хотим начать строить доступные всем коттеджы. На сегодня документы практически все оформлены, земля предварительно выделена. В чем наша идея? Чтобы каждая молодая семья, приходя в ЗАГС, получала ключи от собственного коттеджа. Город может войти в программу своей землей. Молодые семьи получат возможность оформить под наши гарантии ипотеку в банке, но с одним обязательным условием, что они должны в течение какого-то определенного срока родить определенное количество детей, либо усыновить. То есть не нужно зарабатывать до 30-40 лет деньги на квартиру, чтобы завести семью, детей. Молодая семья сразу получает квартиру: родили одного ребенка – списалась стоимость трети дома, родили второго – еще треть, а родили третьего ребенка – уже ничего не должны за дом.
— Прямо небезызвестный «Город солнца» какой-то…
— Вовсе нет. Это, в принципе, аналог программы восстановления послевоенной Германии. Да и Хрущевым такая практика применялась.
— Но это все отдаленные перспективы?
— Это ближайшие перспективы. Мы рассчитываем, что завод начнет работать уже через 11 месяцев. Если за это время мы успеем решить все вопросы с архитектурой, коммуникациями и т.д., то с 3-го квартала 2011 года можно начинать строить дома. Расчет показывает, что максимальная стоимость одного квадратного метра жилья в этих домах будет 9 тысяч рублей. (Это при том, что сейчас по области она равняется в среднем 27-ми тысячам рублей). А ориентировочная стоимость построенного коттеджа будет составлять 1миллион 300 тысяч рублей. Строительство планируется вести в Восточном микрорайоне.
— Обнадеживает! Но вернемся к нашим предпринимателям. Вы уже составили для себя картину, в чем их сильные стороны, в чем слабые?
— Последний соцопрос показал, что на сегодня в Новочеркасске в основном работают те предприниматели, которые начали свою предпринимательскую деятельность до 1992 года. А на вопрос: «Если бы вам пришлось начинать свое дело сейчас?» — больше половины ответили, что не стали бы этого делать. В целом, 2009 год, по их мнению, они закончили более-менее прибыльно. На многих предприятиях прошли сокращения, но при этом доля прибыли росла. Произошло это из-за того, что работать остались лучшие сотрудники. То есть они оптимизировали прибыль, провели интенсификацию труда. Однако, на 2010 год многие прогнозируют меньшую прибыль, чем в предыдущем году.
— Как Вы относитесь к поощрению развития предпринимательства?
— С одной стороны, развитие предпринимательства вроде бы поощряется. И целевые программы есть. В том числе городская. Но если посмотреть на нее с точки зрения финансирования, то станет ясно, что воспользоваться ею могут немногие. В Новочеркасске зарегистрировано 7 тысяч предприятий, которые можно условно отнести к малому и среднему бизнесу. На 2010 год на их поддержку заложено всего 2 миллиона рублей. Поэтому я буду озвучивать и отстаивать следующую позицию при формировании бюджета на 2011 год: на эти цели должно быть определено 3-4 %
бюджета. Иначе вообще можно забыть о каком-то динамичном развитии малого и среднего бизнеса.
— Оправдано ли категоричное высказывание части предпринимателей, что им «обязаны помогать»? Пытаясь открыть свой бизнес, они ведь знают, на что идут, надеются на получение прибыли…
— Конечно, предприниматели должны рассчитывать, прежде всего, на собственные силы. Особенно странно звучит требование, чтобы одни предприниматели помогали другим. Но государственная политика и, в частности, городская, безусловно, должны учитывать интересы предпринимателей в плане оказания им определенной поддержки.
— Какой, по-вашему, должна быть политика в отношении начинающих предпринимателей?
— Прежде чем получить государственную субсидию на развитие своего бизнеса, начинающий предприниматель должен пройти обучение, написать бизнес-план, выдержать тестирование. Кстати, именно на этом этапе максимальное количество потенциальных «бизнесменов» отсеивается. Но не факт, что все, кто прошел этот этап, достойны получения субсидии. Ведь кому-то просто помогли написать грамотный бизнес-план, а кто-то прибегнул к помощи коррумпированного чиновника. Поэтому я как председатель комиссии по выдаче субсидий в Центре занятости населения хотел бы этих людей, готовящихся стать бизнесменами, видеть еще на стадии обучения, а не сразу на комиссии, где уже решается вопрос о выделении денег. На помощь администрации могут рассчитывать прежде всего те, кто нацелен на производство. Их, кстати, не так уж и много. Но именно их и надо поддерживать, предоставляя льготные помещения и субсидии на дальнейшее развитие. Плюс субсидирование процентной ставки и т.д. Моё мнение таково: предпринимателей нужно выращивать, как в парнике, но за всем этим процессом нужен контроль, контроль и еще раз контроль.
— Какие вопросы Вы планируете освещать в нашей новой рубрике?
— Все, касающиеся внешнеэкономической деятельности, инвестиций, развития предпринимательства. Куда идет рынок занятости? Дорожают или дешевеют на данном этапе трудовые ресурсы? Статистические данные. И многое другое. Я хочу, чтобы рубрика была интересна и полезна. Хотелось бы иметь и обратную связь с читателями. Единственное, вопросы не должны носить частный характер, для этого существует прием по личным вопросам. Желательно, чтобы вопросы были отраслевые. В первом материале рубрики я намереваюсь рассказать о результатах уже проведенных нами исследований и дать анализ прошедшей встречи с предпринимателями, а также ответить на прозвучавшие там вопросы.
Уважаемые читатели! Интересующие вас вопросы по проблемам экономики направляйте в редакцию нашей газеты по почте, электронной почте, звоните по телефону. Ответы читайте в рубрике «Законы экономики». Следующий выпуск выйдет 12 мая.
row['name']