Сегодня:

И вновь мы пишем о проблемах ТСЖ. Вернее, пишем не мы, а сами наши читатели, потому что уж очень-то наболело. И спор идет не о том, нужно или не нужно товарищество собственников жилья. Вопрос в другом: как заставить чиновников, с которыми приходится общаться и взаимодействовать ТСЖ, работать? Или хотя бы не мешать?..

«Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ.
Народ осуществляет свою власть непосредственно, а так же через органы государственной власти и органы местного самоуправления».
(Из Конституции РФ).

Но так ли обстоят дела в действительности, как это трактует Конституция? Ответ на этот вопрос может быть только отрицательный. В конце екатерининского царствования Великий князь Александр Павлович писал своему другу Виктору Кочубею: «Высшие места занимают люди, которых я не желал бы иметь у себя лакеями. В наших делах господствует неимоверный беспорядок, грабят со всех сторон. Все части управляются дурно, порядок, кажется, изгнан отовсюду». Это с большой долей правды можно отнести и к настоящему времени. Коррупция, игнорирование чиновниками всех рангов законов и правил делают жизнь простого народа тяжелой не только в материальном, но и в моральном плане.
Согласно ст. 10 Конституции РФ «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на: законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». Самостоятельны эти ветви власти только на бумаге, фактически они взаимосвязаны, но не на основе закона, а на основе общих интересов.
Н.В. Гоголь, двухсотлетний юбилей со дня рождения которого отмечается в этом году, в переписке с друзьями по поводу «мертвых душ» писал: «Указ, как бы он обдуман не был, есть не более как бланковый лист, если не будет снизу такого же чистого желания применить его к делу той именно стороной, какой нужно и какой следует и какую может прозреть только тот, кто просветлен понятием о справедливости божеской, а не человеческой. Без того все обратиться во зло. Доказательство тому все наши тонкие плуты и взяточники, которые умеют обойти всякий указ, для которых новый указ есть только новая пожива, новое средство загромоздить большей сложностью всякое отправление дел, бросить новое бревно под ноги человечеству».
Но указы и законы не отличаются в нашей стране тщательностью отработки и стыковки с другими законами, потому как в Государственной думе заседают певцы, артисты, спортсмены и изредка юристы. Поэтому судебная власть, манипулируя этими законами, может выносить решения, постановления, приговоры так, как им хочется, руководствуясь «внутренним убеждением, совестью», а потом уже законом. Всем известно, от чего зависит внутренне убеждение. А что такое совесть? Это понятие субъективное. А вот Закон, о котором в народе говорят: «Закон как дышло, куда повернул — туда и вышло», действительно трактуется зачастую «как власти надо».
Об исполнительной власти можно говорить долго. Это самая коррумпированная и одиозная власть, примеров этому даже с экранов телевизора — масса. Чиновники этой ветви власти отличаются пренебрежительным отношением к народу, ведут себя не как слуги народа, а как господа. Исполнительная власть полностью отгородилась от людей охраной, кодовыми замками, секретаршами. К чиновнику любого ранга можно попасть только в приемные дни и часы, но даже в это время чиновники зачастую решают свои ведомственные или личные вопросы, заставляя людей просиживать долгие часы в ожидании приема. Но, попадая на прием, зачастую наталкиваешься на глухую стену непонимания или амбициозности чиновника. Об одной такой истории мне хочется рассказать.

ИСТОРИЯ ОДНОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЯ»
В нашем доме ТСЖ «Петрова 23» на последнем этаже находится квартира, в которой длительное время никто не живет. И тем не менее, владелец квартиры (фамилию не называем) по каким-то, одному ему известным мотивам, подает заявление в территориальный отдел управления Роспотребнадзора по Ростовской области в г. Новочеркасске о том, что в необжитой квартире холодно. 16.12.2008 г. на основании протокола лабораторных испытаний №50-2794/ГН специалистом-экспертом ТО Роспотребнадзора Т.Л. Межейко Т. Л. наемному управляющему ТСЖ было выписано предписание №608 от 18.12.2008 г., которое гласило: «…жалоба на грубое нарушение температурного режима в квартире подтвердилась, температура воздуха в жилой комнате (спальне) 17-17,5°С …» 18.12.2008 г. сразу же был составлен протокол об административном правонарушении, регистрационный номер дела 001189, из которого явствует, что наемный управляющий ТСЖ (Ф.И.О. не называем по его просьбе) совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 6.3 КОАП РФ.
Узнав об этом факте, я, как председатель дома ТСЖ «Петрова 23», в этот же день обратился с жалобой в адрес главного санитарного врача по г. Новочеркасску, Аксайскому, Багаевскому, Веселовскому районам г-ну И.Г. Цырятьеву, в которой просил ответить на 4 вопроса и прекратить производство по делу на основании ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
При регистрации жалобы я был направлен секретарем Л.Г. Зубовой к специалистам Межейко и Шоевой, где в довольно резкой форме г-жа Шоева задала мне вопрос: «А вы кто такой?» Хотя в жалобе было все написано. Далее у меня потребовали доверенность от наемного управляющего. Доверенность у меня была, но не нотариально заверенная, поэтому со мной разговаривать не стали. А по поводу жалобы сказали: «Мы контролирующая организация и установили факт нарушения, поэтому остальное нас не касается». Ответа на свою жалобу я так и не получил.
Прошло около 4-х месяцев, и наемный управляющий получил от судебных приставов уведомление о том, что за административное нарушение он оштрафован на 500 рублей.
Возникает вопрос: «Для чего это дело тянулось 4 месяца?» Ведь отопительный сезон давно закончился, никто не проверял больше температуру в квартире, а ход этому документу был дан. Узнав об этом, я на имя г-на Цырятьева написал заявление, в котором просил прекратить производство по делу об административном нарушении, так как согласно ч.2 ст. 1.5 КОАП РФ вина наемного управляющего должна быть доказана. Кроме того, в заявлении была ссылка на другие статьи КОАП РФ. С этим заявлением я прибыл на личный прием к г-ну Цырятьеву. Прием он должен проводить с 9.00 до 12.00 по понедельникам и четвергам. Прибыв в назначенное время, я с трудом уговорил секретаря, чтобы меня приняли, потому как в это же время, отведенное для приема граждан, г-н Цырятьев проводил планерку — с 9.20 до 12.00. Прочитав мое заявление, г-н Цырятьев сказал, чтобы я подошел к 12.00. Прибыв в назначенное время, я был принят заместителем г-на Цырятьева г-жой А.В. Степановой, которая начала задавать вопросы; суть их сводилась не к попытке разобраться в деталях дела, а к тому, как защитить «честь мундира». Г-жа Степанова сказала, чтобы я на следующий день принес следующие документы: 1.Копию договора на теплоснабжение; 2. Показания соседей о том, что в кв. №7 никто не проживает. Прибыв на следующий день с документами, я никого не застал. Так как эти документы никому были не нужны, я сдал их секретарю. Потом я получил ответ от 04.06.2009 г. на свое заявление, подписанный г-ном И.Г. Цырятьевым, в котором цитировалось положение 307 Постановления правительства о том, что ТСЖ является исполнителем коммунальных услуг, и административное правонарушение было возбуждено обосновано.

ЛИКБЕЗ ДЛЯ ЧИНОВНИКОВ
Согласно ст. 2.1 КОАП РФ «1. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законом субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. 2. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению».
В описываемом случае наемный управляющий, да и я тоже, не знали о том, что владелец квартиры №7 подал заявление сразу в федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей, к нам он с этой проблемой не обращался. Так в чем же состояла вина наемного управляющего? При замере температуры до нормы не хватило всего 0,5°С, тепломагистрали по дому были исправны, подача теплоносителя производилась в полном объеме. Температура в квартире зависит в основном от температуры окружающего воздуха на улице и от температуры теплоносителя, но при замерах почему-то температура теплоносителя и температура воздуха вне помещения в акте не фигурируют. А дело в том, что котельные МУП «Тепловые сети» уже давно не подают тепло по температурному графику, а работают по лимиту на газ, причем лимит на газ в декабре, январе почему-то меньше лимита на газ в октябре, отсюда и температура теплоносителя в самые холодные месяцы зимы не всегда соответствует норме.
Тем не менее, ведомство г-на Цырятьева, несмотря на наше обращение, формально подошло к рассмотрению этого вопроса. В ответе на мое заявление цитируется Постановление №307: «Кроме того, согласно Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 г. №307 (ред. от 21.07.2008 г.) «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» «исполнителем» является юридическое лицо не зависимо от организационно-правовой формы…»
Выхваченная из контекста фраза не отражает действительного положения вещей. Вот что говорится в этом Постановлении №307 далее: «Исполнителем могут быть управляющая организация, Товарищество Собственников Жилья…» Могут быть, но могут и не быть. П.4 Постановления №307 гласит: «Коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном Федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими правилами на основе договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее – договор)».
Администрация, монополисты МУП «Тепловые сети», МУП «Водоканал» и другие организации почему-то отсылают нас только к 307-му Постановлению Правительства РФ, забывая о том, что существует в Гражданском Кодексе раздел 6 «Энергоснабжение», который регулирует правоотношения между потребителем и поставщиком (исполнителем) энергии. Нам же эти организации с благословения наших слуг (чиновников) навязывают кабальные договоры и, применяя все методы давления, заставляют наемных управляющих подписывать эти договоры. Например, чем объяснить такой факт: микрорайон Хотунок получает воду от НЗСП, как и микрорайон Октябрьский, но стоимость 1 м3 потребляемой воды МУП ЖК Октябрьский определил в 17 руб. 99 коп., водоотведение — 6 руб. 44 коп., в то же время жители Хотунка МУП «Водоканал» платят по 21 руб. 69 коп. за 1 м3 потребляемой воды и 15 руб. 40 коп. — за водоотведение. Разница существенная!
В 2008 году администрацией города была учреждена посредническая организация с целью «выравнивания тарифов» на энергоносители — «Энергоресурсосбыт», которая арендовала у МУП «Тепловые сети» 1 м трубы на границе раздела ответственности между МУП «Тепловые сети» и ТСЖ, причем указав: «1 м трубы от фундамента дома». И тем было определено, что мы тепловую энергию получаем уже от этой посреднической организации, так как 1 м трубы они якобы арендовали. МУП «Тепловые сети» было запрещено принимать от нас деньги за потребленную тепловую энергию, несмотря на то, что у ТСЖ были заключены договоры с МУП «Тепловые сети». Эти договоры было приказано аннулировать и заключить их с вновь созданной организацией «Энергоресурсосбыт», что противоречило ч.2 ст. 450 ГК РФ. При всем при этом никто не удосужился прочитать п.8 1-го раздела Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, введенных Постановлением Правительства №491 от 13.08.2008 г., в котором говорится о том, что границей раздела ответственности в домах, где установлены теплосчетчики, проходит не по фундаменту здания, а по месту подсоединения теплосчетчика. Таким образом, мы все равно получали тепловую энергию через трубу, входящую в зону ответственности МУП «Тепловые сети». Создался парадокс, но никто на это не стал обращать внимания, а договоры все-таки «продавили», тем более что прокуратура вновь оказалась на стороне администрации. «Выравняв тарифы» в сторону увеличения, эта организация («Энергоресурсосбыт» канула в Лету, а ТСЖ вновь заставили заключать договоры с МУП «Тепловые сети».
Толкование чиновников о том, что ТСЖ (юридическое лицо) является исполнителем, не соответствует действительности по следующим основаниям:
1. Согласно п.1 ч.1 ст. 137 Товарищество Собственников Жилья вправе заключать договоры об оказании коммунальных услуг и прочие договоры в интересах членов товарищества.
2. Согласно ч.8 ст. 138 Товарищество Собственников Жилья обязано представлять законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе в отношении третьих лиц.
3. Согласно материалам Пленума Высшего Арбитражного суда (Постановление от 05.10.2007 г.), материалам обзора законодательства и судебной практики, утвержденным Постановлением Верховного суда РФ от 07.03.2007 г., письма Минфина РФ от 26.02.2007 г. №03-07-15/24 «ТСЖ, заключая договоры на поставку энергоресурсов, является не исполнителем, а посредником между поставщиком энергоресурсов и потребителем (гражданами)». Согласно ч.2 ст. 13 ГПК РФ «Вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации». Следовательно, п. З Постановления Правительства №307 теряет свою юридическую силу. И никаким исполнителем ТСЖ быть не может, потому что не имеет в оперативном управлении никаких объектов инфраструктуры, от которых зависит качество и количество потребляемых энергоресурсов (насосные станции, бойлерные и т.д.).

ВМЕСТО ЭПИЛОГА
Стремление исполнительной власти переложить все на плечи налогоплательщиков, причем извращая законы, нисколько не добавляет к ней доверия людей. На словах власть строит правовое государство, на деле мы получаем чиновничий беспредел.
Но вернемся к постановлению об административном правонарушении. Ни г-н Цырятьев, ни г-жа Степанова не пожелали разобраться в данном деле, поставив ведомственные амбиции выше не только законов, но и объективного выяснения обстоятельств каждого дела. «Сыр-бор» разгорелся из-за 0,5° С, в то время как в школах и больницах зимой температура падает в разы, а в этом случае ведомство г-на Цырятьева молчит. Никто не защищает наши права, когда мы ездим в грязном общественном транспорте, покупаем поддельное лекарство, просроченные продукты. Почему-то главный санитарный врач по г. Новочеркасску не обращает внимания на постоянное антисанитарное состояние у городского рынка со стороны ул. Б. Хмельницкого…
Возникает вonpoc: «Нужно ли защищать права потребителей?» Ответ может быть только один: «Да, обязательно, но по закону и спрашивать надо с виновных, а не искать «стрелочника».