Сегодня:

«Вот совсем дети не читают!..» – нередко такая или подобная этой фраза вылетает из уст недовольных родителей или уж вовсе раздражённых преподавателей, и, конечно же, имеется в виду, что «дети» – эдакие дылды 13-17 лет – откровенно не желают читать нетленные произведения бессмертных русских классиков, вроде Пушкина и убивающего одним только размахом своего творчества Льва Николаевича Толстого. Основным аргументом в отказе от, несомненно, интересного и полезного чтения является чаще всего «скучно» или «лень», иногда ещё можно дождаться многообещающего «потом», хотя всё равно заведомо известно, что «потом» это если и наступит, то уж точно не в этой жизни. И с одной стороны, конечно, обидно, что не хотят недоросли просвещаться, восторгаться и гордиться русской классической литературой, а с другой… не думали ли вы, господа недовольные родители и вовсе раздражённые преподаватели, что действительно может быть неинтересно? Классика, она, конечно, классика, это вечно, это всегда актуально, и так далее, и тому подобное, но, в конце-то концов, можно сначала подумать, а уж потом с родным чадом скандалить? Ну, вот сами пораскиньте-то мозгами, как может заинтересовать выращенного телевизором и компьютером ребёнка книга, повествующая о временах, мало понятных и знакомых лишь смутно по учебникам истории, да ещё если основная идея книги – любовь. Да не та «великая» подростковая любовь, которая ещё хоть немного волнует, а настоящая, взрослая, где главные герои несчастному читателю видятся откровенно стариками! И это вовсе не преувеличение, для «ребёнка» шестнадцати-семнадцати лет тридцатилетний человек видится чем-то далёким и уже, можно считать, своё отжившим, а уж про тех, кто старше, и говорить не хочется. А потом прибавьте ещё юношеский максимализм – либо всё, либо ничего, – значит, или герой бросает всё ради любви, не жалея даже жизни, или он не любит, не дорожит, в общем, подлец и далее по списку!
И как после этого прикажете читать им ту же «Войну и мир»? Где с одной стороны чрезвычайно интересные военные события с Бонапартом, о наличии которых юный читатель смутно подозревает по воспоминаниям, вырванным из уроков истории, а с другой стороны бурные события мирной жизни, большую часть которых составляют любовные переживания, причём, не всегда между молодыми людьми. Я уж и не вспоминаю о беременной жене Андрея Болконского, сами можете догадаться, насколько «актуальна» эта тема у большинства подростков, за исключением тех, которые уже успели «порадовать» родителей незапланированными внуками, но таких, я думаю, мало. И всё же из года в год нависают родители над детьми с требованием прочесть ту или иную книжку, и, в основном, происходит это не потому, что книжка особенно интересна, а потому, что входит она в школьную программу.
Но, если оставить школьную программу, дети ведь не только классику, они ничего читать не хотят, только у компьютеров сидят, – следующий разумный довод родителей. И снова вопрос: а вы, родители, предложили им что-нибудь интересное, поясняю, для них интересное? И тут же получу ответ – так библиотека же есть! Прекрасный ответ, разумный и вполне резонный, только не в нашем родном и любимом городе Новочеркасске!
И вот теперь я, наконец, объясню, какое же отношение эта заметка имеет к газете, рассматривающей проблемы нашего города и всех его жителей. А дело, уважаемые читатели, в том, что город наш, удивительный и красивый, то ли изначально не был запланирован для проживания читающего населения, то ли в процессе переконструировался! Стоит задуматься хотя бы о том, что лично мне, например, удалось во время прогулок по улицам нашего города насчитать не менее трёх заведений с игровыми автоматами, и ровно столько же библиотек, удивительно, не правда ли? Хотя, может, это только мне так «повезло», или ноги не туда ведут…
Но было бы ещё ничего, если б дело было только в этом! Тут ведь и другие преграды встают на пути читающей молодёжи! Ну, допустим, добрались вы до одной из трёх библиотек, можно даже понадеяться, что живёте недалеко от одной из них, но чем же окупятся усилия? Про облупившиеся стены, явно не новые стенды и остальные сугубо экономические моменты я, так уж и быть, вспоминать не буду, и так все знают. Пришли мы за книгой, и вот она – вторая проблема. Нету вашей книги, извините, – это вы услышите в лучшем случае, а вот мне повезло, лучший случай на меня не распространялся…
Когда я попросила что-нибудь из произведений Гёте, на меня косо посмотрели и объяснили, что книги такой нет и не предвидится, но самое страшное ожидало работниц библиотеки в ближайшем будущем, когда я решила спросить о второй книге, указав и название, и автора, и даже годы, в которые книга создавалась. Страшные открытия, вероятно, сделали в тот день библиотекари! Мало того, что встретили меня (а после этого уже не каждому удаётся нервную систему в целости сохранить), так ещё и культурный шок, вызванный осознанием того, что существует на свете ещё книги, кроме тех, что одобрены министерством образования и включены в школьную программу.
Одна из работниц одной из библиотек, в которые меня, к несчастью этих заведений, занесло читательским и чисто исследовательским интересом, даже поинтересовалась невольно, кто же это такой, Ницше? Тут уже у меня случился культурный шок, но хватило всё же сил объяснить вежливо, спокойно, цитируя энциклопедию.
А прогуливаясь с одной моей знакомой в библиотеку им. Гайдара, я вообще была удивлена до глубины души! Моя знакомая, вооружившись списком литературы на лето из школы, спокойно отправилась в библиотеку, потащив меня «за компанию», и с удивлением обнаружила: необходимых книг нету. Удивлению моему не было предела, но всё оказалось прозаично и вполне объяснимо. Проблема в том, что программа по литературе «неожиданно» изменилась, а среди богатств библиотеки обнаружились лишь книги, включённые в прошлую программу летнего чтения. Так я выяснила, что в наших библиотеках из книг представлены только произведения из школьной программы, оптимистичная информация, да?
Правда, это в библиотеках, рассеянных по городу, но есть ещё центральная, Пушкинская, такое большое красивое здание явно не советской постройки, куда мне посоветовали зайти. Посоветовали – зашла. Ну, в библиотеке имени Пушкина дела обстояли определённо лучше, про Ницше тут слышали (правда, книг всё равно не обнаружили), Гёте в подарочном издании нашёлся – почитать одной моей знакомой аж на три дня дали, в общем, сразу видно, главная библиотека!
Обобщая вышесказанное, уважаемые читатели, знайте, отправить ребёнка в библиотеку на поиски интересной или полезной книги – не вариант. Хотя остаются ведь ещё книжные магазины! Они куда больше порадовали мой читательский интерес, правда, мои любимые авторы, как оказалось, издаются только сборниками, с ценником около пятисот рублей, но это, поверьте, ещё дёшево и просто, особенно если вспомнить, что некоторые книги в этих магазинах покупались мной под заказ, и ждать их пришлось не месяц и не два…
С наилучшими пожеланиями всем библиотекам и книжным магазинам нашего города,

От редакции: к сведению читателей газет, книг и прочее, а также сотрудников библиотек, учителей и родителей, автор этой статьи закончила 9-й класс.