Сегодня:

Неприятный случай произошёл со мной в одном из «двухшаговых» магазинов. Салат, который был взят с холодильного прилавка и уложен в корзину, оказался неплотно закрытым.

Такой вариант мной не предусматривался, и ненадёжность упаковки товара осталась незамеченной. По пути к кассе, содержимое приоткрытой коробочки изрядно испачкало пол вытекающим маслом, а когда кассир попыталась взять товар, чтобы считать сканером код и пробить чек, то салат из упаковки и вовсе наполовину вывалился. «Что ж вы, так неаккуратно! — строго упрекнула меня девушка, — надо было пакет взять!» «Принесите его скорее, а то сейчас всю кассу испачкаем», — попросил я. Поскольку ситуация была форс-мажорная, девушка, хоть и очень недовольная моей просьбой, все же сходила за пакетом, в который аварийная коробка со злополучным салатом и была помещена. В следующий момент остатки салата проследовали в урну, так как в результате всех неприятностей злополучный товар уже перестал быть продуктом питания.
«Пробив» мои остальные покупки, меня отпустили с миром, пригласив уборщицу для устранения следов пребывания салата на полу и у кассы. В чеке я с удивлением обнаружил сумму за «аварийный» салат. На вопрос, почему я должен платить за товар, который я не приобрёл, вразумительного ответа от кассира получено не было. Тогда я попросил пригласить администратора торгового зала. Администратор, выслушав мои доводы и ссылки на правила торговли, сказала, что платить должен все равно я, раз, по её словам, я «донёс товар до зоны кассового обслуживания». «А если покупатель случайно разобьет, к примеру, бутылку с соусом, вы тоже с него деньги возьмёте?» — задал я администратору провокационный вопрос. «Конечно, возьмём, — убеждённо сказала администратор, — а как же? Это то же самое, как прийти к вам домой и устроить там погром». В этом убеждении она тоже была не права. Я это знал чётко. За приятной беседой мы дошли до кассы. Администратор раскрыла свой кошелёк, и намерением выдать мне компенсацию за «аварийный» салат. «Ваши личные деньги мне не нужны, — остановил её благородный порыв я, — специально для вас и для других покупателей лучше опишу этот случай в газете. Я журналист». «Я знаю» — кивнула администратор. (Наверное, потому и решила за свой счет возместить мне ущерб).
За квалифицированной консультацией я обратился к специалистам Управления торговли. Ответ был таким:
«В сложившейся ситуации, конечно, продавец не прав. Статья 459 ГК РФ гласит:
Если иное не предусмотрено договором купли-продажи, риск случайной гибели или случайного повреждения товара переходит на покупателя лишь с момента, когда, в соответствии с законом или договором, продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче товара покупателю.
Договор купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара. Таким образом, если покупатель не произвел расчет с продавцом, то продавец не вправе требовать оплату товара». А в изложенном случае, пока я выбрасывал остатки салата, кассир мне его быстренько продала, выбив чек.
Если товар в процессе покупки (по пути к кассе) потерял свой товарный вид, то покупатель вправе отказаться от совершения, выражаясь юридическим языком, купли-продажи. Убытки ложатся здесь на предприятие торговли, как за любой испортившийся товар, не пригодный для реализации. Это, безусловно, не значит, что можно безнаказанно, из хулиганских побуждений наносить ущерб предприятиям торговли, но эти побуждения надо будет ещё доказать, вызвать милицию и т.д. Требовать с покупателя оплату за нечаянно испорченный товар магазин не имеет никаких юридических прав. Можно ещё добавить, что при размещении товара на стеллажах в магазинах самообслуживания работники торговли должны думать и о том, чтобы при снятии покупателем одной упаковки, пакета или бутылки не падали за компанию несколько остальных. В подобных магазинах полки набивают очень плотно. Салат или бутылка соуса, конечно, мелочь, но ведь можно нечаянно свалить с полки и привести в негодность более дорогой товар (к примеру, телевизор). Если такая неприятность с вами, уважаемые читатели, все же произошла, можете смело извиниться и идти восвояси. Задерживать, и уж тем более выколачивать с вас деньги никто не имеет право. Если будут уверять, что вы это сделали специально – предложите просмотреть запись видео-наблюдения, которая, используется во многих магазинах. Правда на нашей с вами стороне. Пусть продавцы сами заботятся об устойчивости своих стеллажей и сохранности товара.
В описанном случае прав был я. А теперь о своих законных правах будут знать и другие потенциальные участники подобной ситуации, когда магазин старается переложить свою ответственность, на плечи, а точнее, на кошелёк покупателя.