Сегодня:

Пожилая женщина, имеющая на иждивении двоих внуков, была признана виновной в совершении преступления и получила наказание — 8 месяцев исправительных работ. Условно. Также суд приговорил взыскать с нее причиненный ущерб в сумме 59137 рублей. За какое преступление? За кражу электроэнергии.

Кража электроэнергии до последнего времени не считалась таким же преступлением, как кража кошелька или мобильного телефона. Но времена меняются. То, что зачастую сходило с рук раньше, теперь может закончиться приговором, высоким штрафом. А в случае повторного хищения электроэнергии – и реальным сроком.
Суть произошедшей истории достаточно характерна для нашего города. Елена Ивановна Беликова проживает по адресу: Красный спуск, дом № 7, квартира 5. Семью ее благополучной не назовешь, с Еленой Ивановной проживают двое внуков. Квартира представляет собой сырое, полуподвальное помещение. Хотя сам дом газифицирован, но в 5-й квартире газа нет. Для обогрева в холодное время регулярно используется электрообогреватель. Все это не может не вызывать сочувствия, поэтому, несмотря на неоднократно зафиксированные самовольные подключения к проводам электросетей «Донэнерго», в городском филиале «Донэнергосбыт» дело в суд передавать не спешили. «Наброс» на провода каждый раз ликвидировали, женщину стыдили, она обещала погасить задолженность, но через пару дней все повторялось снова. Твердо уверившись в своей безнаказанности, Елена Ивановна Беликова сама накликала на себя беду. Терпение энергетиков лопнуло и очередной раз в гости к ней сотрудники «Донэнергосбыт» нагрянули вместе с милицией. На месте обнаружился сквозной проем в стене и протянутые сквозь него провода, которые путем «наброса» подключались к воздушной линии электропередачи, минуя прибор учета. Сам запыленный счетчик валялся на шкафу. Классическая картина наглого, циничного воровства.
Суд решением от 2 июля 2008 года определил, что Е.И. Беликова умышленно, из корыстных побуждений с января 2008 года безучетно пользовалась потребляемой электроэнергией, оплаты не производила и причинила электросетям «Донэнергосбыт» ущерб в сумме 59137 рублей. Подсудимая заявила о полном согласии с предъявленным обвинением. Хотя срок наказания гражданке Беликовой и назначен условно, но возместить причиненный ущерб ей теперь точно придется. Этих немалых для нее денег вполне хватило бы на то, чтобы провести газ и не гонять электрообогреватель. И теперь можно абсолютно уверенно утверждать, что больше воровать электроэнергию эта женщина не станет. Не из моральных соображений, а просто от страха перед наказанием. Поэтому добрый совет всем многочисленным расхитителям: кончайте это дело! Все равно выявят и накажут. Не сейчас, так через месяц, не через месяц, так через год. Всех, обязательно, на 100 процентов. Такие возможности в настоящее время у энергетиков есть.

Красть человечество научилось очень давно. Крадут от бедности и от наглости, от хитрости и от глупости. Прежде всего, конечно, от жадности. Но каждый, кто решается на хищение и кражу, в глубине души убежден, что уж он-то обязательно не попадется, останется безнаказанным. А иначе и воровать смысла никакого нет.

О способах борьбы с воровством электроэнергии рассказал начальник Первомайского отделения Новочеркасского филиала «Донэнергосбыт» Дмитрий Уржумов:
— Случаи воровства электроэнергии – это повсеместный бич. Начнем с физических лиц. По городу имеется много очагов повышенных потерь электрической энергии. Это значит, что есть районы в городе, где электроэнергию воруют очень сильно. Как это определяется? Посредством составления балансов по трансформаторным подстанциям. Величина расхождения между потребленным и оплаченным дает нам необходимую информацию – есть хищения или нет. На основании анализа балансов мы и проводим совместные рейды с сотрудниками «НМЭС». Наши работники изучают все придуманные неспокойной творческой мыслью горожан способы хищений и достаточно уверенно выявляют их.

— А какой самый распространенный в нашем городе способ?
— Самым распространенным является способ изменения схемы подключения электросчетчика. Заземляют нулевой проводник и ток течет уже не через токовую катушку счетчика, а через заземленную конструкцию, в качестве которой часто используют стояки труб водопровода, отопления и даже газа. Если, скажем, у вас ванна начинает биться электрическим током, значит, либо у вас неисправна изоляция электропроводки, либо ваши соседи воруют электроэнергию. Это, помимо прочего, приводит к опасной ситуации для жизни и здоровья людей, преждевременной электрохимической коррозии труб, к критическому падению напряжения в сети. Для жителей многоквартирных домов, особенно ТСЖ, где обязательно устанавливается общий счетчик, воровство электроэнергии одним недобросовестным жильцом приводит к тому, что величину украденной электроэнергии приходится оплачивать всем его соседям.

— Всегда ли следует наказание за подобные преступления?
— Все эти деяния уголовно наказуемые и в последнее время суды все чаще выносят достаточно жесткие приговоры. Жизнь показывает нецелесообразность воровства электрической энергии. Рано или поздно, факт воровства все равно определяется. И чем дольше граждане этим занимаются, тем больше будут штрафные санкции, заплатить которые придется неизбежно. Плюс уголовное наказание.

— Насколько сложна сейчас ситуация с хищениями?
— Ситуация, в принципе, контролируемая. По повышенным очагам потерь силами и за счет ОАО «Донэнерго» производится замена вводов, которые выполняются изолированным проводом, замена счетчиков на современные, электронные, на которых невозможно изменить схему подключения. Таким образом, ОАО «Донэнерго» идет на определенные затраты, перекрывая самые массовые способы воровства электроэнергии, но затраты компенсируются резким снижением потерь.

— Какие районы Новочеркасска отличаются массовыми хищениями?
— Это, прежде всего, те районы, где нет газа. Луговой, Татарка, весь старый жилой фонд в «низовке».

— А в других районах?
— Тоже случается. Есть ведь такая категория людей, которые не желают платить коммунальные платежи в принципе. Считают себя хитрее всех.

— Судебные приговоры за кражу электрической энергии все еще встречаются не так часто?
— Политика нашего предприятия достаточно лояльна. Мы не ставим себе цель обязательно наказывать расхитителей уголовно, нам важно вернуть свое. В суд передаются дела тех, кто лояльного отношения не понимает.

— Грешат ли этим предприятия и организации?
— Да, есть такие случаи и среди юридических лиц. Чаще всего это коммерческие павильоны, продуктовые магазины с большим количеством холодильного оборудования. Там хищения более изощренные, труднее выявляемые. Но мы их выявляем и передаем дела в суд, взыскиваем причиненный ущерб через арбитражный суд. Подвижки уже есть. Если кто-то из частных предпринимателей попался на хищении электроэнергии, он уже понимает, что экономического смысла в таком хищении нет. Перестают этим грешить и его друзья, партнеры.

— Значит, больше всего воруют лица физические?
— Потребление электроэнергии населением в последние годы выросло в разы, поскольку каждая квартира теперь оснащена энергопотребляющей бытовой техникой. А оплата при этом выросла незначительно. Представьте, человек купил себе стиральную машину-автомат, кондиционер, компьютер, а величина оплаты по счетчику не выросла. Это видно сразу и означать может две вещи: либо он в этой квартире не живет, либо происходит хищение. Последнее выявить несложно. И мы будем доводить подобные дела до суда до тех пор, пока все, наконец, не поймут: воровать электроэнергию глупо и бессмысленно.

Фотоколлаж Николая Склярова
row['name']