Сегодня:

Через три года после принятия Жилищного кодекса реформа ЖКХ наконец­то начала переходить в практическую плоскость.

Событие, о котором так долго твердила власть всех уровней, свершится уже этой весной: в большинстве российских городов вовсю кипит работа по проведению открытых конкурсов управляющих компаний в сфере ЖКХ. Это, помимо всего прочего, означает, что затянувшийся этап абстрактных разговоров завершен, а жилищно­коммунальная сфера попытается­таки приспособиться к суровым рыночным законам.

Форматирование системы
О том, кому и зачем понадобилось реформировать ЖКХ, за прошедшие несколько лет не писал только ленивый (в частности, в 2005─2006 гг. «В» опубликовали тематический цикл статей «Кто в доме хозяин?»). Тем не менее позволю себе освежить память читателя и еще раз пройтись по основным понятиям Жилищного кодекса.
Ни для кого не секрет, что сегодняшнее состояние жилищно-коммунальной отрасли, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Мощности ЖКХ изношены до предела.
Физический износ в среднем по России
по данным Министерства регионального развития РФ
котельных – 55%,
коммунальных сетей водопровода – 65%,
канализации и тепловых сетей – 63%,
электрических сетей – 58%,
водопроводных насосных станций – 65%,
канализационных насосных станций – 57%,
очистных сооружений водопровода – 54 %
канализации – 56%.
По отдельным муниципальным образованиям износ коммунальной инфраструктуры составляет 70─80% и увеличивается на 2─3% в год. Треть основных фондов полностью отслужила нормативные сроки. Вероятность техногенных и экологических катастроф повышается с каждым днем; разнокалиберные аварии постоянно случаются то тут, то там. При этом потребители не имеют возможности влиять на количество и качество поставляемых им услуг: управление производством ЖКУ централизовано, а конкуренция находится в зачаточном состоянии. Для того чтобы исправить сложившуюся ситуацию, решено было перевести отрасль на рыночные правила работы. Логика предельно простая: раз государственное управление не в состоянии обеспечить нормальное существование ЖКХ, то уж частный бизнес с его способностью извлекать прибыли из всего наверняка добьется успеха. Сказать оказалось проще, чем сделать: начав претворять задуманное в жизнь, власти столкнулись с вполне предсказуемыми трудностями. Низкая активность населения, чиновничье нежелание работать, несовершенство нового Жилищного кодекса привели к тому, что реформа благополучно пробуксовывала много лет подряд. Тем не менее работа велась, и ее плоды мы начнем пожинать уже через несколько месяцев.

КСТАТИ:
Основанием для включения многоквартирных домов в данный перечень является решение собрания собственников жилых помещений о выборе способа управления многоквартирным домом и о проведении капитального ремонта на условиях софинансирования в размере 10% от стоимости работ. Из 37 домов, планируемых к капитальному ремонту, практически все – пятиэтажные, постройки 70-х годов, но есть и двух- и четырехэтажки, постройки 60-х годов. Из 37 жилых домов на 11 домов имеется экспертиза проектно-сметной документации, на 15 домов проектно-сметная документация изготовлена, проходит согласование, и в ближайшее время документация будет направлена в экспертизу, на 11 домов документация находится в стадии разработки.

Мы наш, мы новый мир построим…
Разбуженное правительством и СМИ население потихоньку, через «не хочу» включилось в процесс реформирования отрасли. В течение двух лет граждане имели возможность выбрать один из трех возможных способов управления многоквартирным домом – непосредственное управление, товарищество собственников жилья или управляющую компанию. Наименьшее количество сторонников набрал первый вариант: если порядок работы УК и ТСЖ худо-бедно определен тем же Жилищным кодексом, то личное участие каждого собственника в хозяйственном процессе закон обходит стороной. Тем не менее опыт непосредственного управления в Новочеркасске есть – именно этот путь избрали жильцы дома № 73/2 по ул. Кавказской. Чуть больше половины квартировладельцев доверили свое жилище профессионалам – управляющим компаниям. 58 городских домов проголосовали за товарищество собственников жилья; таким образом, общее количество новочеркасских ТСЖ перевалило за полторы сотни. Следует отдать должное муниципалитету – Департамент городского хозяйства по мере сил старался оказывать помощь как уже работающим, так и начинающим товариществам. Результат налицо: ТСЖ, созданные при участии властей, действуют куда эффективней своих стихийно образовавшихся коллег. Оптимизма добавляет и одно из январских постановлений мэра города, утверждающее перечень мероприятий по «формированию благоприятных условий для образования и деятельности товариществ собственников жилья» на 2008─2011 годы.
Пока низы раздумывали, каким путем идти, верхи искали ответы на отнюдь не простые вопросы. Основным камнем преткновения реформы оказалось техническое состояние жилого фонда. Действительно, с момента приватизации оплата всех расходов ложится на плечи новоиспеченных собственников помещений, и тут уж ничего не попишешь. Однако, как разъяснил Верховный суд, «доприватизационные» обязанности государства, в число которых входит капремонт, никто не отменял. Конечно, людей можно обманом затолкать в ТСЖ и заставить принять в управление разваливающийся дом, однако можно ли считать такой подход разумным? Все-таки реформа была затеяна для того, чтобы решать существующие проблемы, а не загонять их вовнутрь. После многочисленных споров из федерального бюджета было выделено 240 млрд. рублей на ремонт и снос аварийного жилья. Для того чтобы получить свою долю этих средств (при условии софинансирования областного и местного бюджетов и средств собственников жилых помещений), регионам предстояло обеспечить целый ряд выдвигаемых законом условий – от содействия образованию ТСЖ до привлечения в отрасль частного бизнеса. Новочеркасск все требования выполнил. «Наш город вошел в программу капитального ремонта многоквартирных жилых домов на 2008 год, – говорит Никита Шуваев, начальник Департамента городского хозяйства. – В основной список попало 37 домов, подлежащих капремонту, в дополнительный – 9. Перечень ремонтируемых зданий определен решением городской Думы и постановлением мэра города № 189 от 31.01.2008 г. «Об утверждении муниципальной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в городе Новочеркасске на 2008 год».

УК считают по весне
Отдельно стоит упомянуть об организациях, осуществляющих управление многоквартирными домами. Сегодня горожан, выбравших соответствующий способ управления, обслуживают десять управляющих компаний; эти же УК участвуют в открытых конкурсах, проводимых муниципалитетом. «В соответствии с законодательством, с 24 по 30 апреля в Новочеркасске пройдут открытые конкурсы по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, – объясняет Н. Шуваев. – То есть дома, жильцы которых так и не определились со способом управления (либо не сумели реализовать выбранный вариант), будут переданы в ведение компании-победителя. Это в основном дома усадебной застройки в центральной и нижней частях города. Две из десяти компаний хорошо знакомы горожанам – это МУП УК «Жилремонт» и ООО «Ваш дом», не первый год работающие в отрасли. Восемь организаций образовались сравнительно недавно, но новичками их все равно не назовешь. Директора этих восьми ООО – бывшие начальники участков МУП УК «Жилремонт», распределившиеся по территориальному признаку; они, по сути, продолжают ту работу, которой занимались и раньше. Их создание проводилось в рамках все той же программы по капремонту: одним из условий получения денег из федерального фонда было привлечение частных компаний, в которых доля муниципальной собственности составляет не более 25%. Все договора, заключаемые УК с населением, мы контролируем в обязательном порядке». Предполагается, что наличие десяти управляющих организаций должно наилучшим образом сказаться на качестве обслуживания: жесткая конкуренция и борьба за городской рынок рано или поздно приведут бизнесменов к работе над собой. Насколько успешно бывшие начальники участков способны вписаться в новые экономические реалии, покажет время.

На получение финансовой поддержки для проведения капремонта в 2008 году претендуют:
№ п/п Адрес дома, планируемого для проведения капитального ремонта
Основной
1 ул. Фрунзе, 55, корп. 7
2 ул. Фрунзе, 55, корп. 8
3 пр. Баклановский, 95
4 ул. Украинская, 8
5 ул. Макаренко, 54
6 пр. Баклановский, 130
7 ул. Ленгника, 46
8 ул. Московская, 67
9 ул. Кривопустенко, 22
10 ул. Авиаторов, 20
11 ул. Школьная, 1
12 ул. Школьная, 3
13 ул. Школьная, 5
14 сп. Красный, 24
15 ул. Мелиховская, 14
16 ул. Визирова, 14
17 ул. Грушевская, 17
18 ул. Грушевская, 21
19 ул. Клещева, 7
20 ул. Макаренко, 10
21 ул. Мацоты, 34-а
22 ул. Мацоты, 36-а
23 ул. Мичурина, 23
24 ул. Свободы, 18-а
25 ул. Свободы, 18
26 ул. Привокзальная, 4
27 ул. Привокзальная, 12
28 ул. Солнечная, 3
29 ул. Калинина, 77
30 ул. Севастопольская, 19
31 ул. Буденновская, 171
32 ул. Буденновская, 93
33 ул. Буденновская, 183
34 ул. Буденновская, 203/2
35 ул. Буденновская, 235
36 ул. Народная, 29-а
37 ул. Народная, 46
Дополнительный
1 пр. Баклановский, 158
2 ул. Степная, 73
3 ул. Кавказская, 56
4 пл. Троицкая, 1
5 ул. Речная, 2/16
6 ул. Макаренко, 36
7 ул. Калинина, 47
8 ул. Солнечная, 8
9 ул. Магистральная, 26

Фото Николая Склярова
row['name']