Сегодня:

История, которую я хочу рассказать, одновременно и абсолютно дикая и абсолютно типичная. В ней нет героев и злодеев. Есть только люди, обычные люди, которых, к сожалению, испортили сложные времена и квартирный вопрос.

Национальные бытовые особенности
Дом № 60 по улице Красноармейской, как и все подобные дома исторического центра Новочеркасска, представляет собой кусочно-лоскутное образование, хаотический коммунальный муравейник, где смешались просто бедность, которую только у нас завистливые соседи могут считать зажиточной, пьянство и откровенная нищета. Дому около 130 лет. Был он до революции, вероятно, особняком какого-нибудь купца эн-ной гильдии. Затем стал типичной коммуналкой, где у каждого по крохотной комнате и все равны. Но годы всеобщего равенства остались позади. С 1980-х годов началась борьба за удобства. Те самые, которые были общие для всех и во дворе. К 21-му веку почти все квартиры в доме в меру достатка обзавелись индивидуальным водопроводом и канализацией. Общий кран и развалившаяся будка старого сортира во дворе стали большинству жильцов совершенно не нужны. Кроме трех квартир, где живут одинокие пенсионеры, не сумевшие вписаться в новую жизнь.
Маргарита Ильинична Федорченко родилась в этом доме и прожила в нем все 76 лет своей жизни. Жизни хоть и трудной, временами жестокой, но нормальной, как у всех. А сейчас к одинокой старой женщине, которая еле может передвигаться, пришла беда. Ей перекрыли воду. Вот уже 3,5 месяца Маргарите Ильиничне приходится, без преувеличения, бороться за свою жизнь. Как ей вообще удалось выжить без воды в разгар августовской жары? Каждый имеет право на жизнь и, следовательно, на воду, без которой человек может протянуть максимум 3-4 дня. Кто же покушается на жизнь старушки? Да, в общем-то, никто. Общий источник водоснабжения во дворе дома в последние годы был один: «гусак», идущий из подвала и выходящий наружу через стену квартиры № 15. Источник этот ненадежный. Зимой вода в трубе замерзает и трубу приходится подолгу греть горящими газетами. Летом в сезон полива напор воды и вовсе почти отсутствует. Когда лет 40 (по словам М. Федорченко) назад в доме происходил ремонт, во дворе была цивилизованно установлена водоразборная колонка. Через какой-то короткий промежуток времени трубу прорвало и колонку «временно» отключили. Люди просто вернулись к привычному «гусаку». О колонке благополучно все забыли, хотя она по-прежнему стоит на своем месте. «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится». Это у нас такая национальная особенность. Для М. Федорченко и других жителей дома, не имеющих удобств, гром грянул 5 августа 2007 года. В этот день хозяйка квартиры № 15 Т. Бондаренко, которая и раньше жаловалась на то, что из-за «гусака» отсыревает стена и могут произойти неприятные вещи, окончательно ликвидировала последний остаток коммунального прошлого. Кран сняли, трубу забили. Незаконно? Ничего подобного! Прокурор г. Новочеркасска Н. Радюкин 14 октября 2007 года отказал в возбуждении уголовного дела против гражданки Бондаренко, так как пресловутый «гусак» был незаконным и самовольным. Итак, закон «гусаку» не товарищ!

Абстрактный гуманизм
А как же быть без воды одиноким старухам? Этот вопрос — к коммунальным службам. 02.10.07 директор Департамента городского хозяйства Н. Шу-ваев обратился к директору МУП «Жилремонт» В. Свати-кову с просьбой срочно отремонтировать водоразборную колонку во дворе дома № 60 по улице Красноармейской. Собственно говоря, обычно в таких случаях директор ДГХ просто отдает распоряжение. Может быть, поэтому просьба до сих пор осталась не исполненной. Пока идет бумажная волокита жильцам предложено брать воду в соседних колонках. Представьте себе, как больная, задыхающаяся старая женщина, которая с трудом, неоднократно отдыхая, может самостоятельно дойти до магазина за хлебом, тащит ведро воды за 500 метров через рытвины и трамвайные пути. В соседних дворах тоже есть водоразборные колонки, но там пенсионерок гонят и оскорбляют. Там вода частная, где-то даже прибор учета стоит. Это же какой будет убыток, если каждой одинокой старухе да по ведру воды?!
Можно понять очень многое. Можно понять, что у М. Федорченко, возможно, устойчивая скандальная репутация, нажитая в многолетних коммунальных баталиях. Можно понять, что водопровод в доме Красноармейская, 60 проводили без нормального проекта, трубой меньшего чем нужно диаметра, делали «слепые» врезки без всякого колодца для их обслуживания. Теперь это усложняет работу. Понятно, что соседи по двору будут возражать против включения водоразборной колонки, которая станет подтоплять их возведенные индивидуальным образом пристройки. Так, как они уже много лет категорически возражают против строительства нового туалета в своем дворе взамен развалившегося старого. Куда же дворовые изгои ходят по нужде? Это отдельный рассказ. В единственной собственной комнате стоит стульчак с дырой, под ним ведро. Затем это ведро выносится во двор, где через специальную большую воронку пенсионерка сливает его содержимое в отверстие люка, прикрывающего колодец. Но есть то, что пониманию недоступно. То, что соседям, нормальным вроде бы людям, абсолютно нет дела до несчастных старух, которые зачем-то продолжают цепляться за свою убогую жизнь! Такое, к сожалению, приходится наблюдать слишком часто. Одичали что-то некоторые наши сограждане в последнее время. Лишь бы у меня все было хорошо, а на всех остальных наплевать. За жилплощадь готовы глотку перегрызть даже близкой родне, чего уж тут говорить про соседей…
Автор задавал работникам 4-го участка МУП «Жилремонт» вопрос: «Вот живет одинокая несчастная старуха, которая не смогла вписаться в эту новую сложную жизнь. Не знает, куда следует обращаться за помощью, забывает и путает фамилии и должности начальников, раздражает всех своими бессвязными жалобами и вечными дрязгами с соседями. А не жаль вам ее? Не боитесь, что просто умрет однажды из-за ведра воды?» Нет, люди вполне симпатичные, не изверги, старушку всем жалко. Абстрактно. Но абстрактный гуманизм пасует перед повседневными заботами. Текучка, запарка, снизу жалуются, сверху давят… Ни у кого не повернется язык назвать работу коммунальщиков легкой и приятной. Хочется только попросить их в первую очередь помогать тем, кто сам о себе позаботиться не в состоянии, одиноким малоимущим старикам.

Начальник участка № 4 МУП «Жилремонт» С. Вдовиченко пообещал автору не позже 16.11.07 побывать на месте совместно с административно-коммунальной инспекцией, чтобы разобраться, было ли деяние по обрезке «гусака» санкционированным, или нет. Разумеется, коммунальщикам проще минимальными усилиями вернуться к прежнему положению, чем прокладывать новую трубу к старой колонке. Но, как мы помним, пресловутый «гусак» официально объявлен вне закона и никто не помешает повторно прервать его существование. Вопрос требуется решить кардинально, а на это нужны деньги. Будут деньги – будет и вода для старушек. Будет жизнь.

Фото Николая Склярова
row['name']