Сегодня:

Картинки с выставки

Ни черточки на глянцевом листе.
Без муки, без глухого напряженья,
оставив и надежду, и сомненье,
довериться влекущей пустоте.

Почти два года назад после одного из концертов, организованных клубом авторской песни «Старый кораблик», Сергей Салькинов, смущаясь, сказал о своей давнишней мечте — научиться играть на гитаре и рисовать. Тогда же он начал брать уроки рисования. И любому, хоть сколько-нибудь внимательному наблюдателю, было заметно, что увлечение это захватило Сергея целиком.
Не так уж часто из наших увлечений вырастает что-то путное — нечто такое, чем можно поделиться с другими людьми. Но окружающие обычно относятся к нашим чудачествам снисходительно — чем бы дитя не тешилось… Вот и я примерно так отнеслась к новому начинанию Салькинова. Удачливый, известный в городе бизнесмен и меценат решил побаловаться живописью. Похвальное стремление, но начинать в тридцать с хвостиком лет — не поздновато ли? Искусством заниматься — не плюшки кушать — все же талант какой-то нужен или хотя бы способности. Стало мне даже немного жаль Сергея Сергеевича (а он-то весь светился от своей задумки), опасалась я разочарования, связанного с неизбежными трудностями всякой серьезной творческой работы. А уж в том, что задача серьезная, а человек, решивший за нее взяться — целеустремленный и упорный, сомневаться не приходилось.

Сегодня в музее М.Б. Грекова вы можете познакомиться с живописью Сергея Салькинова. Выставка «Донской край» открылась в конце мая и останется действующей еще два месяца. Большинство выставленных работ выполнено на пленэре. Это этюды, пейзажи, несколько натюрмортов — сорок произведений за год! Темпы невероятные даже для маститого художника, а уж для начинающего… Что же произошло с Сергеем?
Он встретил Учителя. Семикаракорского художника Евгения Андреевича Филимонова. В свою очередь на Филимонова заметное влияние оказало творчество замечательного донского пейзажиста П.С. Келлера.
Работы Сергея Салькинова, конечно же, ученические. Прежде всего, потому, что он пока еще «живет» в живописи через своего Учителя, видит как бы его глазами, в чем-то повторяя его манеру, стиль. В этом нет ничего зазорного, ведь носить своего Учителя в сердце — это и есть задача ученичества, постижения секретов мастерства. Только пройдя такую школу, можно «выносить» и «родить» свою собственную неповторимую манеру, себя-художника.
Новичку всё радостно, всё интересно. Даже препятствия берутся, казалось бы, легко — на энергетическом подъеме, который обычно сопровождает всякого начинающего. Отношения Учителя и ученика — ведомого и ведущего. Ведомый словно бы попадает в некий энергетический поток, и движется вперед, а ведущий всё выше и выше поднимает творческую планку. Учитель — дверь в новое пространство, которое с жадностью начинает осваивать ученик. И от способностей, таланта ученика зависит, насколько быстро он освоит новое пространство, и, как это ни печально, насколько скоро он покинет Учителя, чтобы самостоятельно продолжить свой путь. Но пока еще нужно многое освоить — рисунок, композицию — школа есть школа.
«Час ученичества! Но зрим и ведом
другой нам свет, — еще заря зажглась».
(М. Цветаева).
«Другой свет» — свет таланта Сергея заметен в его работах уже сейчас. Ему становятся тесны рамки ученичества, но он еще робок, уровень освоенного мастерства пока не поспевает за уровнем стремлений. Нет, не об амбициях идет речь, а именно о творческом стремлении свершиться, произойти.
Когда происходит чудо? Как оно происходит?
«Что нужно для чуда? Кожух овчара,
щепотка сегодня, крупица вчера,
и к пригоршне завтра добавь на глазок
огрызок пространства и неба кусок».
(И. Бродский).
Среди множества написанных художником за всю жизнь работ обязательно выделяются те, которых коснулось чудо. О таких работах говорят, что они наполнены жизнью, от них исходит свет. Таковы, например, «Радуга» Дубовского, «Над вечным покоем» Левитана. Не побоюсь некорректного сравнения с великими, ведь мы сравниваем не уровень мастерства, а глубину проникновения в образ. У Салькинова тоже есть несколько работ, которые, по моему мнению, удались — они живые, словно продолжающийся во времени и пространстве жест. «Зима на Дону», «Сельская церковь», «Речной дозор». Они настолько хороши, что я даже забыла о том, что отметила сразу, когда увидела выставку — Сергей чрезмерно, на мой взгляд, использует белила, впрочем, это обычная ошибка многих начинающих.
Изобразить то, что видишь, чувствуешь и именно так, как видишь и чувствуешь — этому учатся всю жизнь. В этом смысле ученичество никогда не кончается. Меняются только Учителя, и постепенно главным из них становится сама Жизнь.
Мне кажется, что рассказывать о том, что и как нарисовано на холсте, не стоит. Лучше один раз увидеть. Слова, даже самые точные, здесь только помеха.
Прощаясь с выставкой, я на мгновение обернулась, чтобы еще раз окинуть взглядом понравившиеся картины. В глаза мне ударил свет, льющийся с пейзажа «Зима на Дону». Что так светится? — подумала я.

P.S. К сожалению, черно-белая газетная печать не в состоянии передать сочности и яркости красок. Сходите на выставку — увидите все своими глазами.
row['name']