Сегодня:

Каждый человек — пенсионер: не сегодня, так завтра. Подумай о старости — это твое будущее!
Пенсионные реформаторы убеждают россиян в том, что теперь их пенсия полностью зависит от трудового вклада, т.е. от зарплаты. Но зарплата, как известно, зачастую по-прежнему выдается “в конвертике”, а оценка труда в России — категория философская. С выходом на пенсию появится достаточно времени на размышления о стоимости своих трудовых лет. А пока не грех позаботиться о том, чтобы эти мысли не были грустными и не беспокоили заботы на чем сэкономить, чтобы купить билет на поездку к внукам…

С этого номера мы будем рассказывать подробно о различных способах пенсионных накоплений, сравнительных возможностях государственных и негосударственных доходов, правовом базисе, гарантиях, льготах и прочем, непосредственно связанном с пенсионным обеспечением.
А сначала повторим урок, который, возможно, не все хорошо усвоили. Тема урока:
“Государственная пенсия. Какой она будет?”
На существенное увеличение размера государственных пенсий вряд ли стоит надеяться и нынешним и будущим пенсионерам. Ведь размер этих пенсий напрямую зависит от размера налогов на заработную плату работающих граждан в Государственный пенсионный фонд. Демографическая же ситуация в стране такова, что на 1 пенсионера сегодня приходится 2 работающих — налогоплательщика, по прогнозам, через 7-8 лет 1 пенсионер будет напрямую зависеть от налогов 1 работающего. Не обязательно быть экономистом, чтобы понять, что государство и в будущем просто не в состоянии будет обеспечить своим пожилым гражданам достойного материального содержания. Это понимает и правительство. В бюджете Пенсионного Фонда РФ пока не хватает средств для установления пенсий в необходимых размерах для достойного уровня жизни большинства пенсионеров. Именно поэтому Россия сегодня переходит к трехуровневой системе пенсионного обеспечения, давно принятой в большинстве зарубежных стран:
— государственная пенсионная система;
— пенсионная система предприятий-работодателей;
— индивидуальные накопления в негосударственных пенсионных фондах.
Суть и основное преимущество этой системы в том, что она дает гражданам самим влиять на размер своих доходов в преклонном возрасте. Каким же образом это можно будет сделать и какими будут пенсии Россиян после проведения реформы, т.е. в ближайшем будущем? В первую очередь всех, конечно интересует — какой будет государственная пенсия? До 2012 года расчет пенсии не изменится. А далее пенсия будет состоять из трех частей: базовой, страховой и накопительной.
Базовая — будет соответствовать минимальному прожиточному уровню и будет составлять фиксированную часть, установленную в твердой сумме.
Страховая — будет рассчитываться, исходя из стажа работы, суммы накопленных обязательств, исходя из суммы уплаченных налогов в Пенсионный фонд РФ от заработной платы — 14%.
Накопительная — для трех возрастных категорий будет дифференцирована: для мужчин с 1953 по 1966 г.р. и женщин с 1957 по 1966 г.р. на накопительный пенсионный счет в Пенсионный Фонд РФ будет отчисляться 2% от заработной платы. Для лиц моложе 1967 г.р. на накопительный счет в государственный Пенсионный Фонд будет отчисляться 3% — в 2002-03 гг., 4, 5 и 6% в 2004, 2005, 2006 годах соответственно, для лиц, кому менее 10 лет до пенсии, накопительная часть не предусмотрена и буде состоять из 2-х частей — базовой и страховой.
С начала 2004 года застрахованное лицо вправе будет отказаться от получения накопительной части трудовой пенсии из Пенсионного Фонда РФ и передать свои пенсионные накопления в управляющую компанию или в негосударственный пенсионный фонд.
В случае, если застрахованное лицо (работник) не желает принимать активное участие в распоряжении своими пенсионными накоплениями, т.е. не делает выбор ни в пользу управляющей компании, ни в пользу негосударственного пенсионного фонда. Пенсионный фонд России размещает его пенсионные накопления в так называемый “дефолтный” портфель. Предполагается, что “дефолтный” портфель будет крайне консервативным, его основными финансовыми инструментами станут негосударственные ценные бумаги. Надежность госбумаг несомненно высока, однако у них есть и минусы. Во-первых, доходность по госбумагам крайне низка. Во-вторых, хотя госбумаги и имеют высокую надежность по сравнению с большинством других инструментов на российском финансовом рынке, тем не менее всем памятен пресловутый август 1998 г., когда именно государство отказалось погашать свои долговые обязательства.
Пенсионный фонд России, как известно, характеризуется своей закрытостью и непрозрачностью, и в ближайшее время, пожалуй вряд ли что-то изменится. Качество обслуживания населения в Пенсионном фонде России скорее всего останется на таком же, хотя и удовлетворительном уровне, поскольку нет материального стимула менять его в лучшую сторону.
Таким образом, у Пенсионного фонда России есть преимущество перед негосударственными структурами — консервативность большей части населения, которая просто не будет заниматься инвестированием своих пенсионных накоплений в силу традиционного доверия государству либо элементарной неинформированности об альтернативных вариантах.
Более искушенные в финансовых вопросах люди скорее всего обратятся к услугам негосударственных институтов, участвующих в инвестировании пенсионных накоплений — уполномоченным управляющим компаниям и негосударственным пенсионным фондам.
Так как, к сожалению, информация об управляющих компаниях фактически отсутствует, а о негосударственных пенсионных фондах (НПФ) крайне ограничена, — максимальное внимание в наших дальнейших публикация мы будем уделять им.
Справка для тех, кто хочет получить дополнительную информацию о НПФ: в Новочеркасске работает единственный в городе филиал Межрегионального негосударственного Большого пенсионного фонда по адресу: ул. Московская, 70, офис 15, с 9.00 до 13.00; тел. 2-41-86.
Ведущая рубрики