Сегодня:

Выборы в Законодательное собрание
В двух предыдущих номерах нашего еженедельника опубликован материал Е. Короченцевой «Новое на пути демократизации» — взгляд на новый Закон о выборах депутатов Законодательного собрания председателя избирательной комиссии Ростовской области Сергея Юсова.
Сегодня мы предлагаем вниманию наших читателей корреспонденцию, в которой отражено мнение на предстоящие выборы председателей двух окружных избирательных комиссий (ОИК), полем деятельности которых является Новочеркасск.

Евгений Петрович Федоров, председатель окружной избирательной комиссии N 33.

(Принимал участие в прошлых выборах в качестве заместителя председателя муниципальной избирательной комиссии)

Область деятельности комиссии — бывший Первомайский район.
Число избирателей в округе (предварительное) — около 79 тысяч.
Число избирательных участков — 36.
— Начну с того, что недавно я, Н.Тютюник, председатель ОИК N 34, и наши коллеги стали участниками семинара, который был организован избиркомом Ростовской области. Перед нами выступил заместитель главы администрации области Сергей Кузнецов. От имени губернатора он поздравил нас с началом выборной кампании и отметил, что приоритет в работе ОИК должен быть отдан не политическим пристрастиям ее членов, а интересам жителей Ростовской области.
Администрации всех муниципальных образований обязаны оказывать всемерную помощь в проведении выборов. Всем силовым структурам области дано поручение реагировать в первую очередь на обращения избирательных комиссий.
Руководству предприятий энергетики и связи направлены просьбы обеспечить для избиркомов бесперебойный режим снабжения электроэнергией и функционирования систем связи.
Большая роль в нынешней выборной кампании, по словам Сергея Кузнецова, отводится средствам массовой информации. По данным социологических исследований, более половины жителей области не знают о предстоящих выборах.
В рамках проводимого семинара выступал председатель облизбиркома Сергей Юсов. Он подробно остановился на особенностях нынешней выборной кампании.
Выборы депутатов донского парламента проводятся по новому областному Закону, который основан на федеральном Законе «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.20002 г.
В разработке областного Закона о выборах в Законодательное собрание, по словам С. Юсова, была учтена вся прежняя практика, прежние ошибки и «узкие» места прошлых выборных кампаний. В частности, ужесточены требования по использованию административного ресурса. Все кандидаты должны уйти в отпуск без содержания со своих должностей (исключение составляют лишь депутаты всех уровней). Новый Закон предусматривает изготовление бюллетеней для голосования на специальной бумаге, имеющей несколько степеней защиты. Печататься они будут в типографиях Гознака.
Теперь гражданин, желающий баллотироваться, обязан представить в ОИК, помимо информации об имуществе и доходах, еще и сведения об имеющихся денежных вкладах и ценных бумагах. ОИК обязана опубликовать эту информацию в СМИ.
Финансирование всей агитационной деятельности должно проходить через избирательный фонд кандидата.
Нарушения Закона о выборах, допущенные кандидатами, отмечаются ОИК, виновнику выносится официальное предупреждение, которое в обязательном порядке публикуется в СМИ. Это сделано для того, чтобы избиратели своевременно получали исчерпывающую информацию о личности кандидата.
Снять кандидата с выборной дистанции может только суд. Процедура этого может быть инициирована любым гражданином (конкурентом, избирателем) или ОИК.
Суды имеют право рассматривать подобные ходатайства только до 22 марта (за 8 дней до дня выборов).
Что касается деятельности нашей Окружной избирательной комиссии № 33, — продолжает Евгений Федоров, — то мы провели несколько рабочих совещаний, сформировали штат, и сейчас принимаем заявления от желающих выставить свою кандидатуру на выборы. (Информация об этом публикуется на страницах В).
Еженедельно, в четверг, в 16 часов мы проводим рабочие заседания ОИК, на которых рассматриваются разные вопросы.
Нами открыты в расчетно-кассовом центре счета для обеспечения работы комиссии, в Сбербанке № 1799 — специальные избирательные счета для кандидатов и там же — залоговые счета.
Новый Закон четко ограничивает функции ОИК. Если коротко, то задача комиссии — сформировать список кандидатов для участия в выборах, заказать определенное число бюллетеней, выдать их участковым комиссиям, после голосования оформить итоги выборов по своему округу, отчитаться перед облизбиркомом.
Вспоминая прошлые выборные кампании, в которых мне довелось участвовать, могу отметить неприятные моменты, когда несколько кандидатов буквально забрасывали своими жалобами нашу комиссию, в надежде, видимо, чего-то добиться. Результат такой «активности» был равен нулю. И сейчас он будет таковым же. Получим жалобу — отправим ее для проверки в УВД. Мы не уполномочены заниматься пресечением нарушений. Эти права даны милиции. Сотрудниками УВД должна быть составлена официальная бумага, подтверждающая факт нарушения Закона о выборах, и только после этого мы должны что-то делать. Поэтому я настоятельно рекомендую гражданам из групп поддержки кандидатов не беспокоить нашу комиссию звонками. Видите нарушение — обращайтесь в милицию.
Еще один момент. Это уже касается кандидатов. Если у них возникают какие-то вопросы по процедуре выборов, то мы их будем принимать только в письменном виде. Запрос рассмотрим на очередном заседании комиссии, кандидату будет дан официальный ответ. Такая форма работы продиктована случаями неприятных недоразумений из прошлой практики, когда кандидатам давались устные разъяснения, а они их неверно трактовали, предъявляя избирательной комиссии обвинения в умышленном неверном информировании обратившихся. Теперь — никаких консультаций. Есть Закон о выборах. Пусть все заинтересованные его читают и руководствуются его нормами.
Функция комиссий сегодня — чисто техническая. Мы обеспечиваем процедуру выборов по своему округу, и только!

Николай Николаевич Тютюник,
председатель Окружной избирательной комиссии № 34.

(имеет практику участия в выборах в должности председателя муниципальной избирательной комиссии).

Область деятельности комиссии — бывший Промышленный район. Число избирателей в округе (предварительное) около 70 тысяч.

Число избирательных участков — 29.

— На сегодня готова вся нормативная база для того, чтобы желающие выдвинуться в кандидаты могли представить необходимый пакет документов для оформления официального уведомления о намерениях участвовать в выборах, начать сбор подписей и одновременно агитацию.
Агитировать пока можно только частным порядком, если так можно выразиться. В средствах массовой информации кандидатам разрешено размещать свои выборные материалы за 30 дней для дня выборов, то есть с 28 февраля.
По Закону последний срок принятия уведомления о желании баллотироваться определен 14 февраля, 18 часами. Это совпадает и со сроком сдачи подписных листов в поддержку желающего выставить свою кандидатуру.
Хотелось бы заметить, что собирать подписи запрещается на рабочих местах, в местах выдачи заработной платы, в рабочее время в государственных учреждениях. Число подписей в каждом округе — свое и колеблется от 1390 до 1986. Порядок оформления подписных листов значительно упрощен. Если раньше всю графу обязательно должен был заполнить своей рукой человек, выступающий в поддержку будущего кандидата, то теперь лично должны быть поставлены подпись и дата, а остальные данные могут быть оформлены сборщиком подписей. Будущий избиратель имеет право поставить свою подпись в подписных листах неограниченного числа кандидатов.
С 14 по 24 февраля будет проводиться проверка подписных листов. Новый Закон о выборах четко регламентирует список признаков, по которым подпись может быть «забракована». Подход к оформлению подписных листов сейчас более мягкий. Это сделано для того, чтобы максимально ограничить возможность отстранения желающего выдвинуть свою кандидатуру для участия в выборах. Пусть свой выбор сделает избиратель.
Один из самых серьезных этапов работы окружных избирательных комиссий начнется с 12 февраля. Я говорю о формировании участковых избирательных комиссий (УИК). По новому Закону эта функция возложена на ОИК. В этих комиссиях будет задействовано порядка 650 человек (я имею в виду 33 и 34 округа). В их составе 50 процентов обязательно будут члены политических партий, имеющих представительство в Государственной Думе и Законодательном собрании Ростовской области. Предпочтение при формировании участковых избирательных комиссий мы будем отдавать людям, имеющим практический опыт работы в выборных кампаниях. Приглашение желающим принять участие в работе УИК мы опубликуем в свое время в прессе.
Наше основное направление — работа с УИК. Их учеба, их консультация по всем вопросам, координация деятельности. Ведь сама процедура голосования избирателями будет организовываться именно участковыми комиссиями. Судебных тяжб после выборов больше быть не должно. (После последних выборов в городскую Думу отдельными гражданами еще продолжаются разбирательства на разных правовых уровнях).
Мы очень надеемся на помощь и поддержку прессы в плане доведения до сознания всех горожан необходимости принятия участия в выборах. Ведь это достаточно затратное мероприятие. Бюджету области оно обойдется в несколько десятков миллионов рублей (точной сметы пока нет). Это деньги из общего кармана, и они должны быть израсходованы максимально эффективно. Выборы должны обязательно состояться на каждом округе, в каждом участке.
К избранию депутатов Законодательного собрания, к проведению этого очень ответственного мероприятия очень серьезно относятся власти всех уровней. Администрация области, городов и сельских районов отодвинута от проведения выборов достаточно далеко. Ее задача — помочь их проведению имущественной стороны, если можно так выразиться, — обеспечить окружные и участковые комиссии транспортом, помещениями, мебелью, связью, канцтоварами, необходимым инвентарем.
Если говорить о возможных проблемах, в плане организации выборов, то, с моей точки зрения, они есть.
Прежде всего — это дефицит текста Закона о выборах. Его выдали только комиссиям. Где его брать кандидатам, их инициативным группам? Ксерокопировать текст Закона из газеты «Наше время», где он опубликован, или распечатывать из Интернета. Мы здесь ничем помочь не можем.
Законодательство о выборах знать необходимо. Консультации мы давать просто не имеем права. Просим будущих кандидатов и других участников выборной кампании за это на нас не обижаться — таков утвержденный Законом порядок.
Хотелось бы предостеречь будущих кандидатов от ошибок, которые были допущены на прошлых выборах в плане соблюдения финансовой дисциплины. Все расходы должны проходить через избирательный фонд — от покупки канцтоваров до проведения агитационных акций. Я считаю, что не должно быть проблем с наглядной агитацией. Хотелось бы, чтобы люди, претендующие на выдвижение в донской парламент, были образцом порядочности. Проявление каких-то сомнительных методов борьбы (я уж не говорю об откровенно грязных), здесь просто недопустимо.
Если кандидат ведет себя нечестно, то как к нему будет относиться избиратель? Мы очень надеемся на то, что все новочеркасские кандидаты будут вести себя корректно и не дадут повод для громких разбирательств.
Лучший и самый эффективный метод агитации, на мой взгляд, — рассказывать о себе и своих положительных сторонах, нежели чернить соперников. Нарушение правил агитации сегодня не влечет возможность снятия с выборов, но может быть причиной штрафа как за административное правонарушение. Пострадает и карман, и репутация нарушителя.
Если Закон нарушит СМИ, и это будет установлено судом, то платить придется средству массовой информации.
Мне лично новый Закон о выборах в Законодательное собрание нравится. Прежде всего тем, что комиссии всех уровней избавлены от «карательных» функций. Кандидатам дана немалая свобода для честной борьбы, а главное решение 30 марта примет избиратель, отдав свой голос за одного из кандидатов, которому затем предстоит защищать интересы Новочеркасска в Законодательном собрании Ростовской области.