Сегодня:

Громадный ущерб был нанесен Новочеркасску во время Великой Отечественной войны

Руководил восстановлением разрушенного города Комитет обороны. «Радостное чувство смешивалось с горечью и слезами за сотни погибших и замученных, за тысячи расстрелянных и угнанных на чужбину. Освобожденный город был полуразрушен. Лучшие здания глядели на мир мертвыми глазницами пустых окон, пробоинами стен, скелетами обгоревших крыш. Изможденные, полуголодные граждане были без топлива, света и воды. Пусты были корпуса заводов, фабрик, вузов, техникумов, школ, вырублены аллеи, парки…».

Жители Новочеркасска возвращаются в родные края.Февраль 1943 г.

Разрушенный Ростов. Февраль 1943 г.

Если в начале войны в Новочеркасске было 125 тысяч жителей, то после освобождения в 1943 году осталось 48 тысяч человек. Не хватало рабочих рук, специалистов…

Разрушенное промышленное предприятие. Май 1943 г.

Первым делом наладили снабжение города хлебом и поддержали семьи с детьми – выделили муку, сахар, консервы. На шестой день с момента освобождения Новочеркасска заработали заводы имени Никольского, известково-керамический, быткомбинат. Через девять дней горожане восстановили мост через реку Тузлов, который сожгли оккупанты. Скоро отстроили железнодорожный мост, и поезда пошли через станцию Новочеркасск строго по графику.

«Новочеркасск оставался прифронтовым городом до осени 1943 года. Некоторые хозяйственные работники сомневались в целесообразности восстановительных работ: фронт еще неустойчив. Из-за близости фронта нельзя было исключить опасность нового захвата города фашистами. Но война есть война, бывают наступления и отступления. Надо строить, ремонтировать, восстанавливать. И нам отступать не пришлось. Мы все время шли в наступление».

Вид разрушенного перрона на станции Ростов-главная

Е.Ф.Степанова — мать девяти сыновей,погибших в годы Великой Отечественной Войны. 1983 г.

«Первым послевоенным руководителем Новочеркасска был Алексей Григорьевич Кобилев. Его линия на скорейшее восстановление города восторжествовала. Через полтора месяца после освобождения предприятия уже выпускали столько же продукции, как и до оккупации».

Здание восстановленной школы на станции Зверево. 1945 — 1950 г.г.