В дверь позвонили. Девушка — студентка с папкой: Подпишитесь за нашего кандидата. Я не агитирую, агитация будет потом. На выборах вы можете проголосовать за другого, а сейчас поставьте подпись, пожалуйста. Я подрабатываю, мне за каждую подпись платят пять рублей. В самом деле, как поступить? Подписаться или нет и за кого отдать свой голос. Голосуя и подписываясь за «нашего» мы должны будем разделить ответственность за то, что творится кругом. За что? Возьмем радио. Любой федеральный канал. Новости — 2 минуты: президент сказал …, министр Иванов заявил …, спорт и погода. Потом музыка, о спорте и опять ни о чем. Время от времени, призыв: «Не надо читать газеты». Такая редакционная политика наводит на мысль о том, что там наверху старается скрыть от нас какую-то тайну. Поэтому эфирное время заполняется рекламой и всевозможной болтовней. Между тем тайна, которую скрывают, каждому известна. Это то, как мы живем. Недавно были опубликованы результаты опрос населения. 33% респондентов из провинции сказали, что денег у них хватает только на еду. У 9% средств и на еду не хватает. Добавим сю-да, тех, у кого еще что-то остается от расходов на питание (расходы на медицину, на книги, на досуг и проч. не предусмотрены) и окажется, что большая часть населения — на грани физического выживания либо что-то около того. Еще одна государственная тайна, это то, что наши западные соседи в прошлом союзники сегодня живут, гораздо лучше нас. Ни учителя, ни врачи в Польше и Венгрии не получают таких унизительных крох. Нет таких мизерных пенсий и в бывших наших республиках, Прибалтийских странах. Это тем более удивительно, что ни в одной из этих небольших стран нет таких запасов нефти, газа, золота и алмазов. Нас же природа всем этим одарила, а получается пользы нам от этого никакой. Детский вопрос – почему так? Ответ известен: архаическая, неразвитая политическая система. Конституция, конечно, у нас отличная, но мы же знаем, что на бумаге одно, а в жизни другое.
Что именно? Независимые исследователи утверждают, что главным бичем нашего общества стала коррупция. Берут все: чинов-ники, законодательная власть, судьи. Размер коррупции, который вынужден платить только легальный бизнес чиновникам, оце-нивается в 30 млрд. долларов, то есть столько же, сколько поступает в государственный бюджет. Если же сюда добавить потоки на оплату «услуг» сотрудников ГАИ, в образование, медицину, то цифру необходимо увеличить раза в два-три. Вот куда уходят наши зарплаты, пенсии. По сути, то, что нам достается, это остатки, от того, что получают они. Сами же чиновники, оказавшие-ся в нужное время на нужном месте уже перестали стыдиться и прятать свои сокровища. Выставляют на показ дорогие иномар-ки, особняки, оказываются собственниками крупных компаний. А чего им бояться, все так живут (там). Они давно поняли девиз нашего времени: деньги решают все. А что? Прессу, судью, судебного пристава — все можно купить. Неугодного свидетеля мож-но убрать. Картина эта не меняется год от года. Правда, Президент обнаружил, что у нас откуда-то взялись бедные, и обязал тех самых чиновников с нею бороться. Только как? Предполагают увеличить вдвое ВВП. Только что от этого роста достанется бед-ным вопрос?
Чтобы оградить свою жизнь от неприятностей они нам расскажут, как голосовать правильно. Кого-то припугнут. Наш канди-дат конечно «плохой», но если его выбрать – будет «стабильность». Не то придут красные, чеченцы, американцы, олигархи – на выбор. Кроме того, солдаты проголосуют (командир проследит). Учителям объяснят кто их благодетель, студентам расскажут, как надо голосовать. Раньше тоже намекали, что могут стипендию не дать, не попадешь в общежитие (недостаточная общест-венная активность). Проголосуют еще те, кто ТВ насмотрелись. А что? Свой кандидат каждый день в новостях. Он то встречает, то поздравляет, то вещает что-то банально правильное (мойте руки перед едой). Конкурентов его ни кто не знает, с чего за них голосовать пойдут. Вот вам и нужный результат, а потом об избирателях можно и забыть. Ну, для виду, где-нибудь школу отре-монтируют, или повысят тариф на электроэнергию, а потом пошумят, и опять на три рубля сбавят.
Хороший у нас народ понятливый. Но подобными фокусами пользоваться бесконечно нельзя. Рано или поздно поймут, даже тугодумы. И еще в некоторых случаях подобные технологии просто опасны. К примеру, в Чечне. Перед президентскими выбо-рами нынешний хозяин Кремля, обещал чеченскую проблему решить. Отчасти потому его и выбрали. Но когда закончится эта война, на которой, как на любой войне гибнут люди и ни один гражданин в любой точке России не может себя чувствовать в безопасности? Конечно, выход из этой ситуации есть. Нужно только понять, что дело не только в тех боевиках, что скрываются в горах. В Чечне многие граждане потеряли своих родных, дома, и уже потому сочувствуют сепаратистам, а кто-то их боится. Единственный выход из ситуации: провести чистые выборы, то есть убедить всех, что Россия играет в Чечне по честному. Пусть чеченцы сами выберут того, кому они доверяют. И что же? Двух или трех сильных кандидатов уговорили отказаться участвовать в выборах, еще у одного нашли ошибки в подписных листах. Вот и получили то, что надо. Однако очевидно, что нужный ре-зультат будет, но не будет конца войны. И нам гражданам пора предъявить счет политикам неспособным решить эту больную поблему. Бесконечные вливания в Чечню, плюс средства на содержание силовиков, это еще одна черная дыра, причина того, почему мы живем хуже тех же Эстонцев.
Внешняя политика, полагаю, интересует немногих, и критиковать почему-то ее не принято. А напрасно. Очень заботятся о том, чтобы мы не почитали то, что о нас пишут «за бугром». Внешне как будто все нормально. Президент там, президент здесь, в галстуке, без галстука. Но, по сути, престиж России скатился до очень низкого уровня. С нами не ссорятся, но ничего и не обе-щают. Наши попытки поучить Америку, как ей вести себя в Ираке, заслуживают иронии. Где бы ни появлялся наш лидер, его встречает поток публикаций о зверствах в Чечне, об отмывании денег, о коррупции, о том, что бизнес в Росси беззащитен перед произволом чиновников, о том, что СМИ у нас под контролем властей. К нам относятся так, как будто мы еще не Корея, но еще и не цивилизованная страна, а потому и считаться с нами особенно и не стоит. Китай тоже с нами настороже, а что церемониться со слабыми.
Обороноспособность. Время идет, но мы ничему не учимся. Мне, например, хочется покаяться за вранье, в котором я три-дцать лет назад принимал участие. Будучи преподавателем гражданской обороны, я рассказывал студентам, что «империалисты» готовясь к мировой войне, планируют воевать с нами химическим и биологическим оружием. У нас, объяснял в свое время я, такого антигуманного, варварского оружия нет. Значительно позже открылось, что все это в СССР производилось в огромных количествах. Химического оружия оказалось гораздо больше чем в США — несколько сотен тысяч тонн. Причем смысл этого производства непонятен. Доставить на вражескую территорию такой огромный арсенал невозможно. Опасны эти горы отравы был прежде всего для нас самих. Ядовитые облака могли нас уничтожить не только от попадания бомб противника, но и при любой аварии без всякой войны. Теперь же «империалисты» выделяют миллиарды долларов для уничтожения этого бессмыс-ленного оружия, то есть для того, чтобы мы сами могли спать спокойно. Теперь вопрос, почему оно появилось в таком огромном количестве, причем о его существовании мало кто догадывался? Решение принималось в узком кругу и скрывалось от общест-венности. Этот маразм творили за наши деньги. С тех пор, однако, техника принятия решений мало изменилась. Куда идут бюд-жетные деньги, на какие оборонные программы? Об этом общественность плохо информирована. Решения принимаются без обсуждения на страницах печати. Депутаты не могут нам объяснить, как это делают, например, законодатели в США, какая польза нам избирателям от этих программ. Как бы то ни было, доля военных расходов в Росси гораздо выше, чем в тех странах, на которые мы смотрим с завистью, нам бы так жить. Больше половины федерального бюджета — статьи силового блока: оборо-на, МВД, ФСБ, МЧС … Образование, наука культура — неприличные для цивилизованной страны крохи. Вот где собака зарыта. Теперь вопрос к законодателям (настоящим и будущим): Какой смысл выделять такие огромные средства структурам, которые находятся вне сферы общественного контроля. Какой смысл содержать части, где техника не на ходу, оружие допотопное, бое-припасы взрываются (или разворовываются), вертолеты падают? Сотрудники спецслужб, от недостаточной загруженности охо-тятся за учеными. Количество людей в погонах выросло до огромных размеров. Все служат — работать некому. Точнее весь этот непомерно раздутый силовой блок должны содержать те, кто без погон.
Армия сколько бы средств на нее не выделяли, разлагается, дедовщиа проросла даже до кремлевского полка. Генералы выбива-ют все новые средства на реформу армии, но даже начала этой реформы не видно. Я не слышал, чтобы в других странах строили жилье для военнослужащих. Людям в погонах просто нужно платить. По окончании службы получи жилищный сертификат или деньги на учебу. А если ты возомнил себя «дедом», тебя уволят, и ни чего этого ты не получишь. Для такой реформы нужны не столько деньги, сколько политическая воля.
«Оборотни в погонах» — борьба с ними бесполезна. Хотя перед выборами может дать ожидаемый эффект. В наших условиях, при отсутствии политической конкуренции с коррупцией воевать невозможно. Там где у власти находятся незаменимые и несменяе-мые, все так и должно быть. И тот, кто сам в этом погряз, не будет сечь голову другим таким же. Выбранные нами однажды при-ватизировали не только то, что им приглянулось, но и общественное мнение. В каждом сельском районе, учредитель единствен-ной местной газеты, как правило, глава администрации. А избравшие его граждане теперь читают только приятные для своего избранника новости. В городах, еще кое-где дозволяется идти потив, но это для пишущих уже небезопасно. Брать взятки, воро-вать у нас менее рисковано, чем писать об этом. Можно оказаться на нарах. Один из журналистов Новочеркасска, Алексей Фе-доров, известный своими критическими статьями уже сидит. Что же, такова жизнь. Украсть завод или миллионы долларов у нас менее опасно, чем писать статьи.
Еще одна задача для будущих избранников, проблема политической ответственности для Росси. Всем известный пример – тра-гедия с «Норд-Ост». После нее остались вопросы: как боевика попали в Москву, было ли оправдано применение отравляющего газа, нужно ли было убивать всех террористов (свидетелей) или это сделали для того, чтобы избежать огласки нежелательных фактов. В любой стране после такой трагедии провели бы парламентское расследование и кому-то, возможно, пришлось бы по-кинуть пост. У нас же организаторы штурма, закончившегося многочисленными жертвами невинных людей, сами оценили свои действия, их наградили и повысили в должности. Это один из многих тысяч примеров. В нашей доморощенной демократии нет культуры скандала. Скандал предполагает поиск ответственного в неком нежелательном для общества деянии, и последующую отставку виновных лиц. Скандал как прививка. Он подсказывает всем политикам желательную для общества линию поведения. Не делай так, замараешься, с политикой придется распрощаться. То, что наши политики отказываются брать на себя ответствен-ность за свои поступки, причина всех наших бед. Сами себя хвалят, награждают, а виноватых нет. В других странах правителей контролирует оппозиция, независимая пресса. У нас же всех поставили на свое место, потому можно ничего и не менять. Или, например, к выборам бросить кость, как изменения к принятому ранее издевательскому закону о гражданстве.
Так вот, за кого же голосовать? Ситуация очень не простая. Если поддерживать тех, кто позиционирует себя как сторонник пар-тии власти, то мы рискуем тем, что все, о чем выше шла речь будет продолжено, и в нашей жизни мало что изменится. Такой кандидат, даже если он, сам по себе человек вызывающий доверие, на конфликт с чиновниками не пойдет. Хотя бы потому, что для избрания вынужден будет пользоваться их поддержкой.
Есть еще вариант — оппозиция, та что «за народ». Но в состоянии ли она повести демократизацию, создать в политике конкурен-цию? Ответ очевиден. Нет! Потому что она эту цель и не ставит. Смена власти закончится сменой чиновников. Кандидаты на властные должности же тоже мечтают бесконтрольно порулить с пользой доля себя. Кто еще? Вот это самое страшное! В Рос-сии пока еще не нашлось политика, который громко бы начал кричать о нашей беде. Все вокруг да около. А в таких вещах гово-рить о мелочах, не замечая главного, значит лгать. Кто наберется смелости сказать о том, что бизнес и все мы вынуждены со-держать эту ораву дармоедов. Причем платить должны все и мелкий бизнес и олигархи.
Положение безрадостное и казалось бы безнадежное. Однако как бы чиновники не старались, они могут перестараться, и в раз лишиться поддержки. Положение в Росси неустойчиво. Инвесторы боятся вкладывать в нашу экономику деньги, предпочитая более безопасный коммунистический Китай. У нас же вдруг все может рухнуть, как рухнул «Союз нерушимый». Впрочем, все это может продолжаться довольно долго. Есть немало стран, которые живут как мы: бедный народ и роскошь избранных: Сирия, Египет, Колумбия … Кто еще? И мы так будем жить, если позволим. Все что мы можем сделать, это мизер. Отдать или неотдать свой единственный голос, один из миллионов, за безответственных людей. Но прежде чем это сделать, нужно подумать, потому, что потом, выбранные тобой будут поступать с оглядкой на начальство, не советуясь с тобой. Поэтому не дай себя обмануть.