У древнеримского поэта Горация есть замечательные строки: «Если мне плохо, то не всегда так будет и впредь!» Но у нас, похоже, это ныне не имеет временных рамок, и все длится, длится. И особенно тяжело бремя перестройки, так называемых реформ ложится на работников духовной сферы: учителей, врачей, людей культуры и искусства. Жить в эту пору «прекрасную» они со своей мизерной зарплатой ну никак не поспевают, и соответствовать времени не могут. Бюджетники только-только расправили плечи: прекратились задержки зарплаты, своевременно выдаются «книжные», детские пособия. И вот новый зигзаг реформ: идея А. Починка заменить тарифную сетку оплаты труда отраслевыми капканами. Иначе это не назовешь, потому что бюджетники будут изолированы друг от друга и не смогут выдвигать единых требований: у каждой отрасли будут свои «вилки» оплаты труда, свои надбавки, свои какие-то льготы и привилегии.
Что получат работники культуры? Очередные аплодисменты. Они и так среди бюджетников всегда были на последнем месте. А теперь со своими песнями и танцами окажутся в полном вакууме. Отрасль очень разноплановая: это музеи, театры, библиотеки, школы искусств, кинотеатры, парки культуры и отдыха, дома и дворцы культуры. Что важнее? Кому больше платить, кому меньше? Единая тарифная сетка гарантировала всем бюджетникам – и врачу и учителю, и человеку искусства определенный уровень оплаты. Он, конечно, был не достойным. Судите сами: средняя зарплата библиотекаря – 1100 рублей, преподаватель художественной школы с десятилетним стажем получает 1200 рублей. Вот почему профсоюзы в течение последних лет настойчиво требовали: ставку первого разряда ЕТС не ниже прожиточного минимума. И как будто процесс пошел: правительство пообещало и даже записало это положение в ряд нормативных документов, правда, не определив сроки, не обнадежив и окрылив. Но получилось как всегда: поворот далеко в сторону, в сторону от бюджетников. Недавно состоялась всероссийская акция протеста. Бюджетники настоятельно требовали:
— не допустить поспешного и не обеспеченного финансированием реформирования, системы оплаты труда работников образования, здравоохранения, культуры;
— провести индексацию окладов по единой тарифной сетке с 1 апреля 2003 года не менее чем в 1,5 раза, а с января 2004 года – в два раза;
— повысить минимальный размер стипендий студентам с 1 апреля 2003 года не менее, чем до 500 рублей в месяц;
— обеспечить бюджетное финансирование санаториев-профилакториев.
Неужели это такие уж необоснованные требования, как утверждает министр труда А. Починок? В Ростове на акцию в защиту бюджетников собрались представители со всей области, приехали сельские учителя, врачи, пришли с плакатами и лозунгами студенты ведущих вузов и средних специальных учреждений. Выступающие с горечью говорили о том, что власть не замечает обнищания духовных воспитателей общества, что учитель, врач вынужден работать на полторы-две ставки в ущерб своему здоровью и в ущерб своей профессии. Площадь, где собрались участники акции, буквально скандировала: «Починка – на учительскую ставку!», «Муниципальному служащему – зарплату врача!»
В адрес правительства были отправлены телеграммы, подписные листы учителей, врачей, работников культуры с требованием доработать проект федерального закона о системе оплаты труда работников бюджетных организаций. Ведь сегодня основная идея сводится к отказу от единой тарифной сетки и к передаче субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления ответственности по принятию решений о размерах заработной платы и сроках ее индексации. А. Починок говорит, что это хорошо, что это позволит улучшить социальное обеспечение и материальное положение работников бюджетной сферы. Но как? В Москве, например, понятно, там и сейчас надбавки к зарплате учителей приличнее, а что будет у нас в провинции? Тут столько пространных объяснений, что воистину «своя своих не познаша»! И главный аргумент министерства труда и лично А. Починка: профсоюзы не поняли масштабности отраслевых реформ, не поняли, что будет лучше! Так, кто же виноват? На каком языке написан проект федерального закона, что его сразу не одолеешь? Если все так хорошо, то почему этого не видят рядовые учителя, врачи, работники культуры, профсоюзный актив? Не надо из профсоюзов делать Бабу-Ягу, которая, как в том знаменитом мультфильме, всегда против. Да, мы против, когда ущемляются права людей, когда реформы трудно объяснить, когда нас ставят перед фактом, например, что путевок льготных по фонду социального страхования для бюджетников больше не будет. Летняя детская оздоровительная компания тоже еще финансово не обеспечена.
В прошлом году только благодаря городской администрации и городской думе, инициативе городского совета профсоюзов, отраслевых профсоюзов, заинтересованной и организованной работе филиала № 21 фонда социального страхования удалось отправить новочеркасских школьников отдыхать летом в оздоровительные лагеря на Черном и Азовском морях, на Дону. Как сложится ситуация в этом году? Так же детские путевки будут пятипроцентными, или родителям придется по две-три тысячи и дороже? Ответов пока нет.
Какие бы вопросы мы не решали, мы не настраиваем людей на конфронтацию, всеобщее недовольство. Мы хотим равноправного диалога с властью, уважения к работникам духовной сферы. Профсоюзы всегда «за» продуманные, взвешенные решения, всегда за те реформы, в центре которых – живой человек, его достоинство, его благосостояние. Люди хотят жить и радоваться жизни, не бояться завтрашнего дня.
P.S. Согласно Постановления правительства России реформирование системы оплаты труда работников бюджетной сферы отложено до 2004 года.
Чередниченко В.И. – председатель горкома профсоюза работников культуры
Светлана Кострыкина.