Чтобы увидеть некачественное дорожное полотно, ростовчанам далеко ходить не надо. Достаточно свернуть с улицы Большой Садовой на любую другую. Между тем специалисты, занимающиеся ремонтом дорог и контролем их качества, уверяют, что на Дону используются только современные и качественные материалы и технологии.
Ремонт дорог как явление в современной России появился недавно — около десяти лет назад. Почти все дороги Дона строили или ремонтировали в шестидесятых годах ХХ века. А потом про них забыли. На этом фоне увеличение финансирования с 800 миллионов рублей до 1 миллиарда 600 миллионов — прорыв почти фантастический. К областным средствам прибавились федеральные. Но простаивающим в пробках все равно: большинство жалоб, поступающих в ГТРК «Дон-ТР» от ростовчан, это претензии к работе коммунальных служб зимой. Но на плохие дороги люди жалуются круглый год.
«Дороги не ремонтируются. Как общепринятое явление: дали деньги — отремонтировали. А все делается в рамках межкапитального периода… Сделав в один год, потом — забыть… Накопившийся недоремонт нельзя двумя годами решить», — рассказал директор МУП Управления автомобильных дорог Владислав Максименко.
В Ростовской области и в Ростове-на-Дону сегодня капитальный, текущий ремонты и строительство дорог ведутся масштабно. До конца этого года будут ремонтировать покрытие на площади Народного ополчения, на проспектах Мира, Театральном, Соколова и Буденновском, переулке Братском, улицах Черепахина и Малюгиной, закончат работы на въезде в город со стороны Новочеркасска, и проработают маршрут Центр-микрорайон Северный.
Около шестидесяти грунтовых дорог заасфальтируют. Кстати, это один из «больных» вопросов для Ростова: в столице Южного федерального округа больше полутора тысяч улиц, и почти половина из них — грунтовые. Среди них есть такие, по которым и ездить-то нельзя. Городская программа перевода грунтовых дорог в дороги с капитальным покрытием предусматривает, что через 14 лет в Ростове все дороги заасфальтируют.
«В соответствии с программой будет определено финансирование. И если будет доходная часть, бюджет позволит, то да, через 14 лет мы должны остаться без грунтовых дорог», — пояснил директор МУП Управления автомобильных дорог Владислав Максименко.
На остальной территории в области ремонт идет также ударными темпами. В этом году по решению губернатора денег на ремонт дорог выделено в два раза больше, чем в предыдущие годы. Но даже в этом случае из 750 километров, подлежащих ежегодному ремонту, на областные деньги можно реконструировать всего 206 километров.
Один из крупных подрядчиков — компания «ДонАэроДорСтрой» — в этом году увеличила объем работ вдвое. Эта компания в пятьдесят седьмом году строила дорогу Ростов-Воронеж, сегодня — федеральную трассу М-4 «Дон». Советская дорожная дивизия номер восемь тогда напрямую подчинялась МВД, так как строили военнопленные и заключенные. Ширина дороги была пять метров. Сегодня изменились не только масштабы и величины, но и состав дорожного покрытия.
«Что такое асфальтобетон? Это строго отобранная смесь из определенных материалов, компонентов, разные фракции щебня, песок, минеральный порошок и битумы. Все строго дозируется и проверяется», — отметил генеральный директор компании «ДонАэроДорСтрой» Виктор Горобовский.
Асфальт для донских дорог делают на заводах под Шахтами в Октябрьском (сельском) районе. Сегодня все производители стройматериалов поддерживают высокие стандарты. По информации областного министерства автомобильных дорог, транспорта и связи, в Ростовской области при дорожном строительстве применяются только качественные материалы.
По словам начальника отдела конкурсов, контрактов, контроля качества и координации строительных работ министерства автомобильных дорог, транспорта и связи ростовской области Владимира Калмыкова, все материалы, которые применяются: грунт, щебень, песок — проходят тщательные испытания, и на территории области некачественные материалы не применяются.
В лаборатории дорожно-ремонтного строительного управления осуществляется контроль качества материалов. Асфальтобетон проверяют по пятнадцати критериям, которые должны соответствовать ГОСТу. В сезон пробы берутся ежедневно: выборочно с различных участков дорог. Кроме того, ведется приемочный контроль качества покрытия.
«У нас есть пластиночки, на которые наносится 1-миллиметровый слой битума. Он устанавливается в аппарат, и постепенно снижается температура. Температура, при которой битум трескается — это температура хрупкости данного битума», — пояснила старший инспектор отдела конкурсов, контактов, контроля качества и координации строительных работ министерства автомобильных дорог, транспорта и связи Ростовской области Любовь Лукьянова.
Тестирование проводится на прочность, на морозоустойчивость, хрупкость и растяжимость. От того, какими свойствами будут обладать все элементы дорожного полотна, зависит долголетие дороги и безопасность людей. Система наблюдения позволяет определить ровность дороги, геометрическую правильность: углы поворота, радиусы кривых, наличие знаков.
Сейчас начинают составлять базу данных дорог Ростовской области. Уже сейчас объехали все основные трассы Дона. По пути система наблюдения записала все, что увидела. Сегодня виртуальное путешествие в отдаленный район области можно совершить, не выходя из машины.
Пропускная способность дорог, построенных в 60-е годы, была рассчитана на 3 тысячи автомобилей в сутки, нынче она возросла в 10 раз.
«Старые дороги находятся в стадии реконструкции, у нас несколько лет идет реконструкция, расширение до нормативов, с исправлением всех геометрических параметров. Раньше строили быстрее, и ездили по дорогам — «ЗИЛ», «ГАЗ». Сейчас — автопоезда более сорока тонн тяжести, поэтому наши дороги рушатся. Современные дороги эти нагрузки выдерживают», — прокомментировал начальник отдела конкурсов, контрактов, контроля качества и координации строительных работ министерства автомобильных дорог, транспорта и связи Ростовской области Владимир Калмыков.
А чего не могут выдержать дороги? Сложный климат — плюс сорок летом и иногда минус тридцать зимой. Кроме перепадов температуры, вода — еще один источник опасности. И здесь дорожные службы сталкиваются с прорывами канализации, авариями на теплотрассе и другими неприятностями.
«Состояние коммуникаций… Не обязательно разрыв, но и скрытые утечки колоссально отражаются на состоянии дороги. Сверху идет нагрузка от движения транспорта, а снизу — значительное передвижение конструктивных элементов. В результате — пробоины и деформации», — пояснил директор МУП Управления автомобильных дорог Владислав Максименко.
Предупредить — легче, чем лечить. В Ростове только апробируется технология диагностики состояния коммуникаций. Но если ее применять, одной бедой станет меньше. К слову о других амбициозных планах. Гордость городской администрации — в генплане появился проект строительства платных дорог. Они помогут значительно разгрузить движение центральных магистралей. Скорее всего, это будут скоростные туннели. Маршруты — от Театрального проспекта через вертолетное поле до Фурмановской, из Северного микрорайона на проспект Чкаловский, из Центра города в Октябрьский район. Рассчитанная стоимость проезда — около двадцати рублей. Информация с предложением для инвесторов уже опубликована на сайте.