Сегодня:

На Новочеркасском электровозостроительном заводе завершены испытания нового первого пассажирского электровоза постоянно-переменного тока. Электровоз не имеет российских аналогов, а по уровню разработки и основным техническим параметрам не уступает лучшим европейским и мировым образцам. Ожидается, что первый локомотив будет пущен в промышленную эксплуатацию на маршруте Москва—Нижний Новгород.

Презентация «электровоза будущего», как его называли в МПС, прошла в Новочеркасске в ноябре 1998 года с участием тогдашнего министра путей сообщения Николая Аксёненко, называвшего ЭП-10 «самым амбициозным проектом министерства конца XX века».

Электровоз постоянно-переменного тока ЭП10-001 с асинхронным тяговым приводом создан совместно со швейцарско-германской группой «AD Tranz» («АББ-Даймлер-Бенц транспортейшн»). Максимальная скорость движения нового электровоза составляла 160 км/ч, предусмотрен режим автоведения с поддержанием заданной машинистом скорости. Ориентировочная стоимость электровоза ЭП10-001 в 2003 году составляет 106 млн рублей (для сравнения — стоимость электровоза с коллекторным тяговым двигателем ЭП-1 составляет 29,6 млн рублей).

Старые локомотивы не устраивали МПС, прежде всего, с точки зрения эксплуатационных расходов. Скажем, типичный российский локомотив старого образца должен проходить техосмотр в два раза чаще, чем серийный американский. В частности, по этой причине МПС сократило закупки подвижного состава у отечественных производителей — Министерство настаивало на качественном повышении их технических характеристик. В то же время удорожание продукции и рост курса доллара не позволили Министерству закупать электровозы у своих традиционных партнёров — чешского концерна «Шкода», а развал производства в Грузии также прекратил поставки на российский рынок локомотивов Тбилисского завода.

В 1997 году МПС подписало договор с корпорацией «AD Tranz» («АББ-Даймлер-Бенц транспортейшн») об участии концерна в создании электровоза ЭП-10, который был разработан ОАО «НПО «Новочеркасский электровозостроительный завод» (ОАО «НПО «НЭВЗ») совместно с местным Всероссийским научно-исследовательским и проектно-конструкторским институтом электровозостроения (ОАО «ВЭлНИИ»). Электрооборудование для него поставлено компанией «Бомбардье Транспортейшен» (Канада-Швейцария). Проект был дорогостоящий (кресло машиниста по тем ценам стоило порядка $800), но, тем не менее, выгодный для российского МПС. ЭП-10 мог вести состав из 24 пассажирских вагонов. Тяговый двигатель постоянно-переменного тока позволял не менять локомотивы на участках с различной системой питания и значительно сокращать время в пути.

Первые опытные испытания электровоз прошёл в 1999 году. Предполагалось, что уже в марте 2000 года МПС получит первую партию новых электровозов, а первый суперскоростной электропоезд должен был следовать по маршруту Москва-Ростов 12 часов (сегодня — 18-19 часов). По замыслу Министерства, в 2001 году на железных дорогах России появятся 10 подобных электровозов. Однако отставка Николая Аксёненко, с одной стороны (МПС отказалось закупать электровозы), и серьёзные финансовые проблемы НЭВЗа (на заводе была введена процедура внешнего управления), с другой, не позволили реализовать этот план. Испытания ЭП-10 также были приостановлены. В марте 2002 года уже новое руководство МПС создало совместное предприятие с канадской фирмой «Bombardier» по производству электровозов на базе Новочеркасского и Коломенского электровозо- и тепловозостроительных заводов.

В октябре 2003 года испытания ЭП-10 были наконец закончены. Они проводились на опытном кольце Всероссийского научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ) на станции Щербинка Московской железной дороги. Кроме того, был проведён ряд опытных поездок с пассажирскими поездами маршрута Москва — Нижний Новгород. По словам президента ОАО «РЖД» Геннадия Фадеева, в ближайшее время первый электровоз с асинхронным тяговым приводом будет передан в опытную эксплуатацию. До конца текущего года будет изготовлено ещё два электровоза ЭП-10 для пассажирских поездов дальнего следования. А в 2004 г. на НЭВЗе планируется выпустить ещё 9 подобных локомотивов.

Первый локомотив с асинхронным двигателем будет курсировать по маршруту Москва—Нижний Новгород. По словам президента ОАО «Российские железные дороги» Геннадия Фадеева, «несмотря на проблемы с финансами, мы готовим под высокие скорости инфраструктуру на направлениях Москва — Нижний Новгород и Москва—западные границы. До недавнего времени основная проблема развития скоростного движения на российских железных дорогах заключалась в отсутствии современного тягового подвижного состава. Однако в результате длительной и кропотливой работы на этом направлении проблемы больше нет. Машина нового поколения — электровоз с асинхронным двигателем — «доведена до ума» и уже в этом году свяжет между собой Горьковскую и Московскую железные дороги».

Текст: Всеволод Владимиров
name

Комментарии (0)

Добавить комментарий