Сегодня:

На прошлой неделе в адрес ряда предприятий Новочеркасска поступило предложение разместить на их мощностях заказ на изготовление комплектующих для строящейся на «Севмашзаводе» (Архангельская область) многоцелевой атомной подводной лодки четвертого поколения проекта «Северодвинск» и создаваемой на «Адмиралтейской верфи» в Санкт-Петербурге дизель-электрической (неатомной) подводной лодки (НАПЛ) четвертого поколения проекта «Лада». Предполагается, что лодки этих проектов станут самыми совершенными в своем классе, они уже получили прозвище «убийц авианосцев».

Атомная подводная лодка «Северодвинск» проекта 885 «Ясень» (по классификации НАТО — «Granay») была заложена в 1993 году в Северодвинске на заводе ФГУП «Севмашпредприятие». Водоизмещение ее составляет 8600-13800 тонн, глубина погружения — 520-600 метров. На лодке имеется спасательная всплывающая камера для всего экипажа. На вооружении находятся торпеды, ракетоторпеды и крылатые ракеты «Гранат» с дальностью поражения до 3000 км и противокорабельные «Оникс» («Яхонт»). Автономность плавания новой подлодки — 100 суток, экипаж — 90 человек, из которых 32 — офицеры.

Подводные лодки проекта 636 типа «Лада» (по классификации НАТО — «Кило») обладают гидроакустическим покрытием, которое затрудняет обнаружение субмарины. Кроме того, бесшумность хода обеспечивается особыми электродвигателями. Лодки комплектуются новейшими системами вооружения.

По утверждению источника «7С» в Министерстве обороны РФ, к строительству новых подлодок привлечены более сотни пAредприятий по всей России. Сдача в эксплуатацию после ходовых испытаний «Северодвинска» предполагалась осенью 2000 года, а НАПЛ «Лада» — к 300-летию северной столицы. Однако по разным причинам этого не произошло, а при нынешнем состоянии оборонки, по мнению источника, флот сможет получить «Северодвинск» не раньше 2007 г. Передача же более дешевой НАПЛ (около $400 млн) флоту после испытаний возможна летом 2004 года, так как оборонный заказ нынешнего года возрос на треть.

Для форсирования строительства подлодок командование ВМФ РФ привлекло большое количество оборонных и гражданских предприятий России. Год назад главком ВМФ адмирал флота Владимир Куроедов во главе представительной делегации приезжал в Ростовскую область для изучения возможностей донской оборонки и еще тогда выразил заинтересованность в продукции ряда местных предприятий. Весной 2002 года господин адмирал не стал конкретизировать, какие предприятия он имел в виду. Однако уже через несколько месяцев флотские заказы поступили на таганрогские оборонные предприятия ФГУП «Прибой» (навигационное оборудование) и «Красный гидропресс» (корабельные ракеты).

На этот раз, по словам источника, речь идет о заказах «некоторым предприятиям Новочеркасска» на изготовление статических преобразователей электроэнергии и электроприводов для подводных лодок. Ни величину заказов, ни его сумму источник уточнять не стал, сославшись на закрытость информации.

По данным «7С», в Новочеркасске нет чисто «оборонных» заводов. Заказы же на высокотехнологичную «электрику» в городе выполняют Всероссийский НИИ электровозостроения (ОАО «ВЭлНИИ») и Новочеркасский электровозостроительный завод (ОАО «НЭВЗ»). Источник ни подтверждать, ни отрицать эту информацию не стал, а на самих предприятиях не стали комментировать сведения об оборонных заказах, сославшись на коммерческую тайну.

В любом случае, вовлечение донских предприятий в известные и коммерчески выгодные проекты могут лишь свидетельствовать о возрождении пребывающей до недавнего времени в глубоком кризисе донской оборонки. Ведь и «Красный гидропресс», и «НЭВЗ» с 1998 года находились под внешним управлением, однако таганрогский завод, благодаря оборонным заказам, уже давно работает с прибылью, а ныне в администрации РО ставится вопрос о том же в отношении электровозостроителей.

Текст: Роман Рамзаев

Комментарии (0)

Добавить комментарий