Мне в руки по счастью попала Литературная газета от 9 мая 1984 года – газета случайно сохранилась в гараже одного из новочеркасцев. В нее был завернут какой-то старый скарб, потому газета не сильно сохранилась, однако прочитать кое-что можно.
Меня заинтересовала в рубрике «память огненных лет» статья «Строки с полей войны» — это подборка писем с фронта. Писем не домой — письма, обращенные к писателям.
Никогда, быть может, слово писателя не играло такой прямой, действенной ,активной роли как в дни Великой Отечественной войны. Пусть сегодня напомнят об этом письма фронтовиков, обращенные к писателям.
М.А.Шолохову. 20 мая 1944 года
Товарищ Шолохов!
…В мае 1944 г. мне попалась книга «Они сражались за Родину». Вначале, еще не читая, я подумал, что тут он не напишет так, как оно есть сейчас на фронте.
Для этого нужно быть самому в окопах, иметь в руках пулемет, одним словом, сражаться на передовой. А раз он не был в бою, то по рассказам или воображению писатьтрудно,и роман будет только на 50% реальным.
Свою ошибку я увидел тогда, когда прочитал первую, а потом третью книгу. Пишете вы не как Шолохов, а как Лопахин или Звягинцев. Например, наступление немцев, артподготовка, переживания Звягинцева (выпуск 3, стр. 12, 13, 14) описаны очень правдиво. Все это я сам испытал, а потому знаю и пишу вам…
Буду читать продолжение, тогда еще напишу… Желаю Вам успехов. С уважением к Вам
И.Ф.Ратушнюк
***
16 февраля 1945 г.
Сегодня я прочитал своим бойцам главы из романа Шолохова «Они сражались за Родину»,и хотя бойцы устали и в землянке было темно, но все с огромным вниманием и интересом прослушали до конца.
Что нам прежде всего нравится у Шолохова? Прежде всего его умение видеть отдаленные уголки души солдата…
Кто из нас не переживал тех минут, какие показаны в переживаниях Звягинцева во время огневого налета на передний край нашей обороны? Когда я читал это место, то среди моих бойцов пронесся общий гул вздохов – вспоминалось пережитое в каждом первом бою, да и не только в первом. А как мы смеялись по поводу острой, но не враждебной перепалки между Лопахиным и Копытовским. В армии нет, , ни одного подразделения, в котором не нашлось бы таких друзей. Да мало ли хорошего в этом романе. Вот стих бой. «Звягинцев внимательно смотрел на упруго качающуюся запыленную ромашку, на невероятно нарядного шмеля, смотрел так, будто это видел впервые…» А дальше Звягинцев думает: «Как будто и боя никакого не было, вот диковинные дела!». Ах, как это верно сказано! Сколько раз я сам это переживал. В жарком бою уходтшь от всего земного и вдруг снова видишь тот же мир. Мне кажется, что это мог написать человек, переживший сам такие минуты…
Мл.лейтенант Д.Микрюков
***
К.М.Симонову 6. VI.1945г.
Добрый день, тов. Симонов!
…Я только что прочел вашу повесть «Дни и ночи» .Еще читая ее у меня появилось желание написать вам письмо. Боюсь не сумею выразить того, что заставило написать это письмо.
Отвечаю: особые чувства, которые выработались, появились во мне в процессе войны. Я и сам их понять не могу, но это что-то сильное и новое во мне. Пройдя этот тяжелый путь войны в стрелковом полку, я считаю себя особо счастливым и новым человеком.
Я учитель по образованию, учился в музыкальной консерватории, но в 1939 г.был призван в РККА и до сегодняшнего дня я не вижу родных, знакомых и прежних друзей.Все это время мне было некогда заниматься музыкой и чтееением литературы, что я раньше любил.
Я должен огрубеть, как некоторые думают. О нет, кажется, далеко не так. Я, читая вашу повесть, не могу удержать слезы. У меня были такие же товарищи, как Масленников, как Сабуров, их нет, они не дождались дня победы. Они спасали меня десятки раз от смерти, также и я их. Сжимается сердце как тонко, справедливо, ярко показаны герои. Проценко, Сабуров, Ремизов и Аня.
Меня два раза откапывали, вытаскивали из под развалов, несколько десятков раз смерть меня душила за горло, но я остался жив и сейчас в Москве. Сейчас только отмываются брызги крови и пятна смерти.
О нет, вы не поймете моих путанных мыслей. Я сейчас не могу ,что хотел. Но пусть это бестолковое письмо все же дойдет до вас.
Желаю Вам здоровья и долгой жизни.
С гвардейским приветом, Михаил Гуренко
***
А.А.Суркову, 1 июня 1943 г.
Дорогой товарищ Сурков!
Вчера на переднем крае, где расположены подразделения нашей части, пуля немецкого снайпера убила коммуниста Снежкова. В меткости немецкому снайперу не откажешь. Пуля попала в самое сердце бойца. Когда мы достали из кармана его гимнастерки партийный билет, из него выпал кусочек бережно хранимого листка газетной бумаги, залитый кровью. Сквозь яркие капли крови – строки стихотворения Алексея Суркова «Родина»
Осинник зябкий, да речушка узкая,
Да синий бор, да желтые поля.
Ты всех милее, всех дороже, русская
Суглинистая, жёсткая земля
У меня мало слов, чтобы передать любовь наших бойцов к вашим стихам тов.Сурков, скажу только, что каждая строка вашихстихов помогает нам любитьРодину и ненавидеть врагов…
С комприветом, зам.командира по политчасти Вл.Брагин
Александр Фадеев: «Мы – единственная страна в мире, где под грохот пушек не только не смолкали музы –они активно выступали против врага в строю воинов»