Сегодня:
 

Февраль месяц «военный». Большинство дат, которые мы отмечаем в этом месяце как памятные, окрашены в защитный цвет «хаки». Это и годовщина победы в Сталинградской битве, и день освобождения Новочеркасска от немецких войск, и день вывода наших войск из Афганистана, и день Российской Армии. Вечная память – павшим, почет – выжившим, уважение – действующим солдатам. Но, как хочется, чтобы количество «военных» памятных дней больше не увеличивалось в нашем календаре. Чтобы закончились, наконец, военные действия в Чечне. Хватит! Хватит воевать и убивать друг друга в войнах и междоусобицах. А военная форма, пусть станет не маскировочным костюмом, а за ненадобностью, — маскарадным. Хочется, чтобы примирились народы, чтобы не противостояли друг другу религии. Солнце – одно, земля – одна на всех. Их невозможно разделить, да, и стоит ли за этот дележ, платить такую цену – жизнь! Вся история человечества доказывает, – в этом нет смысла.
Музыкальные вечера клуба «Созвучие» НТБ часто проходят в стенах католического прихода, который находится напротив главного корпуса ЮРГТУ. После концертов отец Томаш, как правило, приглашает нас на чай. И вот совсем недавно я увидела на стене трапезной необычную картину. Заинтересовавшись, расспросила о ней, и вот что узнала. Это копия иконы, написанной в России немецким священником и врачом, ставшим волею судьбы офицером, и занесенным в 1942 году под Сталинград. Ныне эта икона – символ примирения России и Германии.
У Сталинградской битвы, так, казалось бы, хорошо знакомой нам еще по школьным учебникам, есть неизвестное лицо. Сталинградский «котел» – не только сражения, потери и победы, это еще и «Варево» эмоций, поиска смысла жизни и смерти.
Сегодня, низко кланяясь всем солдатам, участвовавшим в освобождении Сталинграда, Новочеркасска, отстаивавшим государственные интересы нашей страны в Афганистане, я в статье хочу рассказать о солдате, воевавшем по другую сторону фронта.
Немец Курт Ройбер родился 1906 году. Получив образование, стал деревенским священником. Затем стал изучать медицину, и накануне войны, в 1938 году, получил степень доктора медицины – его научным интересом была этика врачебного дела. В последние годы перед войной у него открылся еще и дар художника. Война разделила его жизнь надвое: белое до войны – священник, врач, художник, счастливый муж, отец троих детей, и черное – мобилизация, офицерские погоны, восточный фронт, Сталинград.
Сталинград, мороз, темнота. Ночь с 24 на 25 декабря 1942 года, военный врач Курт Ройбер развернул перед собой штабную карту, ею оказалась русская школьная географическая карта. Его не интересовали русские земли, он повернул карту чистой стороной. Тускло мерцал свет на белом поле бумаги, так похожей на бескрайнюю сталинградскую степь, занесенную снегом, в которую занесла его судьба. Рядом умирали от холода, голода и ран его однополчане. Они то и попросили его, чтобы он нарисовал им в подарок рождественскую картинку.
Доктор Курт взял в руки кусок угля… священник Курт поднес его к белому листу… художник Курт нарисовал рождественский подарок… и свершилось чудо. Появился рисунок Богоматери и ему выпала судьба стать иконой, которую назовут «Сталинградской Мадонной».
Укутанная в черный плащ Богоматерь нежно держит на руках ребенка, склонив к нему свой лик. Защищенный от стужи теплом ее тела, младенец безмятежно спит. Материнское объятье надежно защищает от ужасов жизни и смерти – от войны.
Попав в Россию, Курт рисовал русских женщин, стариков и детей. Сохранилось 150изображений. В письмах домой он писал о том, что слышал, как горячо молились русские люди в разрушенном Сталинграде…
В то рождественское утро, увидев рисунок, многие солдаты тоже стали молиться, надеясь, что Богоматерь — знак свыше, что это – посылаемое небесами спасение. Но по злой иронии судьбы, или вернее, согласно приговору истории, не подлежащему обжалованию, именно 25 декабря 1942 года, в католическое Рождество, захлопнулся капкан, – кольцо вокруг немцев намертво сомкнулось.
Так для чего же явилась в праздник Рождества «Сталинградская Мадонна», если конец немцев был так близок и безысходен? Почему не спасла она даже своего автора – фронтового врача Курта Ройбера?
Потому, что так горячо молились простые русские люди о победе, о том, чтобы убрались скорее с родной земли немецкие солдаты, чтобы прекратился ужас войны. И их глас был услышан. По закону справедливости их сторону приняла «Сталинградская Мадонна».
Курт Ройбер не дотянул до конца войны – умер 20 января 1944 года, 38 лет от роду, в плену под Елабугой. «Сталинградская Мадонна» находится теперь на родине Курта, в храме в центре Берлина. В 1990 году ее освятили церковные иерархи трех городов Европы , сильно пострадавших во время Второй мировой войны. В 1993 году бывшие воины-авсрийцы, приехавшие в Волгоград на торжества, посвященные 50-летию Победы В Сталинградской битве, привезли в подарок городу копию «Сталинградской Мадонны» в знак полного примирения.

Комментарии (0)

Добавить комментарий