Иметь собственность хорошо, скажите вы. Это с одной стороны, а с другой, борьба за обладание ею не прекращается все время. История, которую мы сегодня вам рассказываем, вполне сгодилась бы для очередного сериала, скажем, c участием обаятельного Дронго.
Когда вышел закон о СМИ, два предприимчивых человека — Денис Калашников и Александр Варфоломеев, горя энтузиазмом, решили первыми в городе организовать частные, независимые радио и телевидение. Александр увлекался электроникой, Денис вел документацию, оформлял лицензии. Они имели широкий круг знакомств и некоторые организаторские способности. Тогда все посчитали их ненормальными и сомневались в успехе задуманного дела. Помогать деньгами никто не хотел. Брали кредиты, вкладывали средства, что имели сами в ущерб интересам своих семей. И через год, в декабре 1994 года телевидение заработало. Следом вышло в эфир «Радио-Н». Это было событием в жизни и истории нашего города. Заметим, что рядом с этими предпринимателями никого не было. Никого со своими финансовыми средствами. А еще через полгода газета «21 канал».
Надо здесь заметить, что у Александра имеется родной брат, очень известный в городе Георгий Варфоломеев, человек, за которым густым шлейфом тянуться слухи, скандалы, на публичные выступления которого горожане давно смотрят как на постановочные спектакли. Его нередко использовали в своих корыстных целях совершенно разные люди. Причем, обычно Г. Варфоломеев как правило делал один маленький шаг от симпатии к вражде и неизменно со временем начинал с пафосом обличать и клеймить вчерашних союзников. Это примечание еще потребуется нам.
Подчеркнем, организация нового дела осуществлялась в ущерб благосостояния семей этих двух людей, без участия каких-либо родственников. Преобладало мнение, что «афера эта скоро лопнет». Нормальное функционирование данных трех средств массовой информации требовало постоянных вложений денег и в то нестабильное время приносило мизерный доход.
Складывающаяся далее ситуация с принятием новых законодательных актов потребовала преобразования единого предприятия, принадлежащего двум учредителям, в несколько: по их специализации, по сфере деятельности.
В 1997 году такое разделение произошло. В частности, был создан Издательский дом «Слово» выпускавший газету «21 канал». Александр ввел в состав учредителей своих родственников. Думается, это было сделано для того, чтобы увеличить процент своего влияния в фирме. Вот здесь и появляется, чисто формально, Георгий Варфоломеев. Ему отдается 20,2%. Всего-навсего. И только в предприятии, издающем газету. Однако на деле, реально, свои полномочия и интересы представлял лишь Александр, стоявший у истоков всех данных СМИ.
Вспомним то сложное время нестабильности, экономических потрясений. В 1999 году все три предприятия оказываются на грани банкротства. Задолженность по зарплате перед сотрудниками достигла 220 тысяч рублей. И здесь делается вынужденный шаг по спасению завоевавших популярность СМИ. Поскольку никто делать финансовые вливания не хотел, в качестве выхода было принято решение о продаже долевого участия. Городская администрация тоже категорически отказалась помогать, кстати, весьма недальновидно. К продаже акций подталкивало и то, что оборудование устарело (оно было кустарного производства), требовало частого ремонта. Тогдашний мэр Н. Присяжнюк язвительно замечал, что вещание идет не далее одного квартала. При этом ни один из учредителей, в том числе из «Слова», денег в поддержание радио и телевидения не вкладывал. А тут еще долги у самого «Слова» за бумагу, за полиграфические услуги. Не забывайте про выплаты по кредитам. Вместе с этим росли долги телерадиокомпании и перед государством (налоговые отчисления).
Не побоялся рискнуть лишь предприниматель В. Дирацуян. Сыграло роль вероятно и то, что у него уже был опыт по поднятию «брошенной» администрацией города городской газеты «Новочеркасская неделя».
С согласия А. Варфоломеева, который вместе с Д. Калашниковым был фактическим хозяином всех указанных СМИ, состоялась продажа 50 %-й доли уставного капитала телевидения и радио. Одним из условий долевого участия был вывод из состава учредителей предприятий — должников. Результаты не замедлились сказаться. Появились новые передатчики для телевидения и радио, было заменено другое оборудование. Вся техника была приведена в соответствие с требованиями государственных стандартов. Время любительства закончилось.
Здесь мы прервем историю про холдинг. Хотя Георгий Варфоломеев широко известен в нашем городе, напомним некоторые факты его биографии. В 1979 году он был осужден на три года лишения свободы за шантаж. Второй срок был за хулиганство и нанесения вреда имуществу. В марте 2001 года против него отделом по экономическим преступлениям возбуждается уголовное дело по результатам ревизии финансово-хозяйственной деятельности возглавляемого им муниципального предприятия «Городской парк культуры и отдыха». Так, он оплатил свою учебу в университете из денег, выделенных парку, исчезли 500625 рубля, вырученных от продажи автомобиля «Вольво», находившегося на балансе парка.
Публично обвиняя в происках против него выбранного главу администрации города А. Волкова, он, как выяснило следствие, предложил убить мэра некоему М. При проведенном у Г. Варфоломеева на квартире обыске были обнаружены незаконно приобретенные два пистолета. Поэтому в ноябре 2001 года Г. Варфоломеев попал в тюрьму вновь, из которой выходит накануне Нового 2003 года. Амбиции, честолюбие его не удовлетворены. Этот человек привык быть на виду. Ему как артисту, а в далекой молодости он недурно играл в оркестре на танцах, нужны зрители, публика. И потом, вся жизнь его — борьба. Такой он человек. Кто-то ищет клады, а он постоянно ищет «справедливость» (в своем понимании этого слова. Соблюдая свой интерес. Ему важен сам процесс, важна возможность удовлетворения всепоглощающей страсти к публичности.
Г. Варфоломеев посчитал, что доля в ООО «Издательский дом «Слово» позволяет ему начать игру по отчуждению прав владельца контрольного пакета акций холдинга. Но напомним, «Слово» не входит в состав учредителей телевидения и радио. С чем категорически не согласен оставшийся не у дел Георгий, который прежде и не принимал в деятельности всех указанных СМИ никакого участия, поскольку был депутатом, да еще возглавлял городской парк. И вот он, как застоявшийся конь, развивает бурную деятельность с целью изменения сложившегося положения. Очень хочется вновь стать начальником, вновь иметь власть, выйти в «большую» городскую политику. И неожиданно для всех он получает поддержку одной из влиятельных областных финансово-промышленных групп. Грядут выборы в Госдуму, а немного погодя и губернатора. И сказать свое слово в такой ситуации очень даже хочется. В эфире собственного телевидения и радио. Хотя при возникновении указанных СМИ, да и позже, в трудную минуту помочь никто не хотел. Сегодня, когда городу невозможно получить новые частоты для телевещания и радиовещания, собственность холдинга стала лакомым куском.
Г. Варфоломеев обладает даром убеждения. Этого у него не отнимешь. Незаурядная он личность. Он убедил нежданных покровителей, убедил кое-кого во властных структурах.
Жена Александра Варфоломеева была бухгалтером в ООО «Слово» и находящаяся у нее печать попадает, минуя директора Д. Калашникова, к Георгию. На свет появляется «протокол собрания учредителей», по которому директором становится Г. Варфоломеев. Задним числом переделываются документы. Происходят и другие юридические казусы. И начинается борьба за холдинг. Следует иск в арбитражный суд. Ищутся и устанавливаются контакты с работниками правоохранительных органов. Георгий рассылает письма и заявления, подписываясь директором, в различные инстанции. Все это напоминает незабвенного деда Щукаря, которому обязательно был нужен портфель начальника. Георгий просит опротестовать все сделки по покупке акций как незаконные. Хочется спросить: где ты раньше был? Ведь уже много воды утекло. Оказывается дела в городском парке, борьба с мэром (а он боролся с обоими мэрами) не позволяли ему вникать в положение дел на «21 канале» и на «Радио-Н».
Заявления Г. Варфоломеева принимаются к рассмотрению. Но у ООО «Слово» никогда и не было 100 % акций (и 50% не было) указанного телеканала и радио.Поэтому арбитражный суд просит Г. Варфоломеева уточнить свои требования. Да и срок подачи иска по закону истек. Он вынужден был забрать свои заявления из арбитражного суда. При этом в присутствии многих свидетелей вновь угрожал (это его обычная тактика). Нет, в данном случае не грозил убийством, а заявил, что за ним стоят силовые в лице сотрудника областного УБОПа Тахирова Х.Г (бывшего начальника новочеркасского УБОПа) и властные структуры в лице одного из депутатов Государственной Думы. И что он всех пересажает, а сам станет хозяином холдинга.
О том, что он пользуется поддержкой влиятельных лиц говорит безобразный случай избиения в Ростове съемочной группы телевидения 21 канала, о котором сообщили многие областные СМИ. Было ли нападение на телевизионщиков, зафиксировавших на пленку факт встречи Варфоломеева и Тахирова случайным? В возбуждении уголовного дела по этому факту было отказано, что само по себе не может не вызвать удивления. Но на месте покровителей Г. Варфоломеева я бы вспомнил историю его взаимоотношений с нынешним главой администрации города, да и с прежним. От дружбы до ненависти там был лишь один шаг. Факт, который не сможет отрицать сам Г. Варфоломеев.
Не дожидаясь решения суда он даже требовал описи имущества радио и телевидения холдинга. Сам пытался считать стулья. Выбил сотрудников холдинга из колеи, разладил работу коллектива на два дня. Это смешно. Но и очень грустно.
Приходится его домыслы и клевету оспаривать в судебном порядке. Написал он заявление и на судью. Накопленная за время пребывания в тюрьме энергия, похоже, требует выхода.
Ясно, что вся эта возня происходит при неявной поддержке со стороны Александра Варфоломеева, который, как сам считает, потерял, а на самом деле продал любимое детище, и который находится в тени и никогда не стремился быть популярным общественным деятелем.
Понятно также, что разыгрывается карта в политической колоде. Не совсем правда ясно почему решили воспользоваться услугами человека с замаранной репутацией. Ибо давно говорится: скажи кто твой друг и я скажу кто ты.
Если даже на секунду предположить, что Георгий станет хозяином холдинга, то всем горожаном очевидно, что это будет ненадолго и уже на следующий день он начнет разоблачать тех, кто оказывал ему поддержку. Такое мы все наблюдали уже не раз. Так к чему вся эта комедия?! И кто тогда окажется очередной марионеткой в его руках?
Пора всем понять, что все начинания и дела этого возмутителя спокойствия имеют результатом пошлый «пшик».
Иван Аксайский