Первого января текущего года вступили в силу отдельные положения Федерального Закона № 122 «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов…», который в народе тут же окрестили «законом о монетизации льгот». Настоящим документом было внесено множество немаловажных изменений в значительное количество нормативно-правовых актов, вследствие чего существенно поменялся их механизм реализации. Большие перемены зачастую ведут к еще большей неразберихе. За то небольшое количество времени, прошедшее с момента принятия ФЗ № 122, новые механизмы не успели устояться, что естественно привело к возникновению правонарушений в сфере льготных правоотношений. В качестве наглядного примера приведем следующее.
Будучи «оком государевым», прокуратурой города в рамках надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, благодаря Вам, уважаемые жители, был установлен факт несоблюдения на территории города Новочеркасска требований статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» в части предоставления инвалидам и семьям, имеющим де¬тей-инвалидов, проживающим в приватизированных квартирах в домах госу¬дарственного или муниципального жилищного фонда, меры социальной под¬держки в виде скидки не ниже 50% на оплату жилого помещения.
Наверняка многие жители города, относящиеся к данной категории льготников, успели ощутить на своем кармане, что с 1 января 2005 года так называемые теперь «меры социальной поддержки» инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, проживающим в приватизированных квартирах на территории г. Новочеркасска, в виде скидки не ниже 50% на оплату жилого помещения не предоставляются.
Местная власть исходит из того, что приватизированная квартира является частным жилищным фондом и к государственному либо муниципальному жилищному фонду не относится, а, следовательно, нормы по предоставлению 50% скидки на оплату жилого помещения к инвалидам и семьям, имеющих детей-инвалидов, проживающим в приватизированных квартирах, не применимы.
До 1 марта сего года виды жилищного фонда четко определялись ст.7 ФЗ «Об основах федеральной жилищной политики». Согласно этому закону приватизированные квартиры относились к частному жилищному фонду. Такое же положение сохранил Жилищный кодекс РФ, вступивший в силу с 1 марта 2005года.
Вместе с тем, анализ норм действующего законодательства позволил прокуратуре города сделать вывод о необоснованной позиции местной власти в толко¬вании и практике применения ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» в части отказа в предоставлении скидки не ниже 50°/о на оплату жилого помещения инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, проживающим в приватизированных квартирах.
Посудите сами, приватизированные квартиры действительно являются частным жи¬лищным фондом, но, разве они могут располагаться вне многоквартирных домов? Как раз таки они и находятся в домах государственного или муниципального жилищного фонда. Не висят же они в воздухе?!
А значит, резюме таково: инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, проживающим в приватизированных квартирах в домах государственного или муниципального жилищного фонда должна предоставляться скидка не ниже 50% на оплату жилого помещения.
По данному факту прокуратурой города приняты соответствующие меры реагирования. Кто прав и каков будет результат, покажет время.
Однако, заметьте, обязать уполномоченные органы предоставлять льготникам соответствующие меры социальной поддержки, вправе только суд.
Старший помощник прокурора г. Новочеркасска
младший советник юстиции
И.И. Кравченко