Война не позволила ей закончить рабфак. До окончания оставалось всего два экзамена — химия и физика. Но пришлось скитаться по стране: из родного Днепропетровска поехала в Ростовскую область, поселок Коминтерн потом был Ташкент, Красноводск, Сталинград. Отец Раисы — ополченец, еще до войны написавший два письма Сталину с критикой коллективизации и за это попавший в немилость, умер в 43-ем. Так получилось, что сестра Раисы Львовны только родила малыша, ее муж оказался в железнодорожном университете в Днепропетровске, а брат Раи был еще мал. Девушка решила, что должна отправится на фронт. 17-ти летней.
РАИСА БОЯНДИНА
Я пришла в один военкомат, в Ленинский, к которому я относилась. Они мне говорят: » У нас было задание набрать 20 человек и мы их уже набрали. Идите в какой-то другой военкомат, я уже не помню, Кировский, по-моему. И я пошла в другой военкомат. А он говорит — вот 2 часа будет, придут все и если кто-нибудь не придет, я вас возьму. Пришли все. Нас выстроили, и одна девочка Маша, ее провожать пришла мама. Мама плачет, Машенька, куда ж ты идешь? На кого ты меня оставляешь? Я ж одна, я ж работать не могу. Что со мной будет? Он нас пересчитал и вышло — 21, и он пожалел эту Машеньку комиссар и сказал, Машенька, успокой маму, иди с ней домой, мы тебя в другой раз вызовем, а вот эта девочка пойдет за тебя.
Раиса отправилась на фронт. Была телефонисткой, передавала команды артиллерии. Прошла Красноводск, освобождала Сталинград, воевала на Белорусском фронте. Там для нее война и закончилась. 3 января 1943 года. Батарея оказалась на берегу реки Сошь. Ночью немцы стали бомбить реку и поднявшаяся вода стала затапливать землянку, вскочив Раиса наступила на доску и в ногу ей вошли 4 гвоздя.
РАИСА БОЯНДИНА
Я закричала, заскочил лейтенант, вытащил доску, я вот так подняла ногу, он вытащил из ноги вот эту вот крестовину, он побежал — всем говорит наверх — помогайте пушки тащить, а тут бревна начали падать. И мне на голову ударило бревно, я сразу и не поняла, мне казалось, что нога больнее болит, а голова, я даже как-то и не сообразила что ли. Когда выскочила сначала вроде потемнело в глазах и сразу посветлело… Мне показалось, что на меня опустилось небо и столько на небе звезд, прямо звезда на звезде. Я только обратила внимание, что наверх, на холм, тягачи тянут пушки, а девочки сзади помогают, я встала с ними в ряд, и тоже начала подталкивать, а как я уже очутилась в часовне — я не помнила.
Потом Раиса стала быстро терять зрение, и скоро ее комиссовали — воевать она больше не могла. После войны успела пожить в разных местах, работать на разных производствах. И в торговле и в общественной жизни. Больше 5 лет, Раиса Львовна была председателем новочеркасского общества слепых. Сейчас на пенсии, пишет стихи и думает о книге, в которой опишет свою нелегкую жизнь.