ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ АДМИНИСТРАЦИЯМИ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ, ИСПОЛНЯЮЩИХ НАКАЗАНИЯ И НАЗНАЧАЕМЫЕ СУДОМ МЕРЫ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА, АДМИНИСТРАЦИЯМИ МЕСТ СОДЕРЖАНИЯ ЗАДЕРЖАННЫХ И ЗАКЛЮЧЕННЫХ ПОД СТРАЖУ
Сущность данного направления прокурорского надзора со¬стоит в слежении за законностью деятельности администра¬ций пенитенциарных и других учреждений, и органов, свя¬занной с исполнением наказаний или назначенных судом мер принудительного характера, а также администраций мест содер¬жания задержанных и заключенных под стражу по исполнению соответствующих решений органов уголовного судопроизвод¬ства.
К поднадзорным прокурорам органам и учреждениям, осу¬ществляющим указанные функции, относятся:
1) исправительные учреждения уголовно-исполнительной сис¬темы Министерства юстиции РФ (исправительные и воспитатель¬ные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения, ис¬правительные центры и арестные дома);
2) уголовно-исполнительные инспекции органов внутренних дел;
3) дисциплинарные воинские части и гауптвахты воинских гар¬низонов.
Значение и задачи этой отрасли прокурорского надзора опреде¬ляются предметом, сформулированным в ст. 32 Закона о прокура¬туре РФ. Прокуроры, прежде всего, должны проверять законность пребывания граждан в местах со¬держания под стражей и других учреждениях, в которых они нахо¬дятся вопреки их воле, в принудительном порядке.
Важной составляющей частью прокурорского надзо¬ра является соблюдение установленных федеральным законода¬тельством прав и обязанностей задержанных и заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера. Каждая категория названных лиц обладает определен¬ным кругом прав и должна выполнять возложенные на них законом обязанности, связанные с пребыванием в соответствующем уч¬реждении.
Значение прокурорского надзора за исполнением законов ад¬министрациями вышеназванных органов и учреждений определяется, прежде всего, тем, что в них (т.е. органах и учреждениях) находятся граждане, изолированные от общества, чья личная не¬прикосновенность и другие права подвергнуты определенным ог¬раничениям. Возможности этих граждан в отстаивании своих прав и законных интересов намного меньше по сравнению с возмож¬ностями находящихся на свободе. А возможности нарушений прав этих граждан со стороны администрации органов и учреждений напротив, намного больше, чем лиц, находящихся на свободе.
Прокурорский надзор включает в себя соблюдение обязан¬ностей осужденных, содержащихся под стражей, подозреваемых и обвиняемых и других лиц, т.е. прокуроры должны следить за тем, обеспечивает ли администрация учреждений выполнение содер¬жащимися в них лицами своих обязанностей.
Важным элементом прокурорского надзора является соблюдение порядка и условий содержания задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера.
Сложность задач, которые необходимо решать при осуществле¬нии надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание, обусловила наделение про¬куроров обширными полномочиями, носящими властно-распоря¬дительный характер. Их перечень содержится в ст. 33 Закона о прокуратуре РФ. Одни из этих полномочий позволяют прокурорам выявлять нарушения законов, их причины.
К полномочиям прокурора по устранению выявленных наруше¬ний законов и предупреждению возможности их совершения в дальнейшей деятельности администрации поднадзорных органов и Учреждений относятся следующие:
немедленное освобождение своим постановлением каждого со¬держащегося без законных оснований в учреждениях, исполняю¬щих наказания и меры принудительного характера, либо в нарушение закона подвергнутого задержанию, предварительному заключению под стражу или помещенного в судебно-психиатрическое учреждение;
требование от администрации создания условий, обеспечивающих соблюдение прав задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного харак¬тера;
внесение представлений;
отмена дисциплинарных взысканий, наложенных в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных; немедлен¬ное освобождение их своим постановлением из штрафного изоля¬тора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дис¬циплинарного изолятора;
возбуждение уголовного дела или производства об администра¬тивном правонарушении.
Постановления и требования прокурора относительно исполне¬ния установленных законом порядка и условий содержания задер¬жанных, заключенных под стражу, осужденных, лиц, подвергну¬тых мерам принудительного характера либо помещенных в судебно-психиатрические учреждения, подлежат обязательному испол¬нению администрацией, а также органами, исполняющими приго¬воры судов в отношении лиц, осужденных к наказанию, не связан¬ному с лишением свободы.
Актами прокурорского надзора в сфере надзора за исполнени¬ем законов администрациями органов и учреждений, исполняю¬щих наказание и назначаемые судом меры принудительного харак¬тера, администрациями мест содержания задержанных и заклю¬ченных под стражу являются:
1) письменные требования (относительно создания условий, обеспечивающих права лиц, возможность выполнения ими своих обязанностей, устранения выявленных нарушений закона и др.);
2) постановления (об освобождении из-под стражи, об отмене дисциплинарного взыскания, об освобождении из штрафного изолятора и др.);
3) представления, которые должны отвечать общим требованиям, установленным законом для этих средств прокурор¬ского реагирования.
Помощник прокурора г. Новочеркасска
юрист 3 класса Ю.В. Корсунова