На следующий день после подведения итогов аукциона по продаже госпакета Новочеркасского завода синтетических продуктов (19 января) в арбитражном суде области назначено слушание дела о банкротстве завода. Угроза банкротства может быть выгодна не только претендентам, не имеющим шансов купить завод, но и фавориту — как подстраховка.
11 января был окончен прием заявок на участие в аукционе по продаже 100% акций НЗСП. По информации N, заявки не смогли подать 8 компаний, которые заявляют о противоправных действиях Южного отделения Российского фонда федерального имущества (РФФИ), проводящего аукцион. Среди них все основные оппоненты главному претенденту на победу — группе Synttech.
РФФИ не открывает информацию о том, сколько заявок подано и какие компании их сумели подать. Но, как сообщил N компетентный источник, всего подано лишь две заявки, одна из которых принадлежит группе Synttech,другая — ее формальному оппоненту, чье имя не называется. Между тем среди компаний, которые заявок подать не смогли, все те, кого ранее называли возможными оппонентами для Synttech. В частности, речь идет, например, о структурах химхолдинга «Конструктивное бюро» (ООО «Трейд Инвест»), ИГ «Русские фонды» (ООО «Проспект»), Владимирского химзавода (ООО «Химпром») и т. д.
В открытом письме, размещенном в СМИ компаниями, которые не смогли подать заявку, говорится о тех трудностях, с которыми столкнулись представители потенциальных инвесторов при попытке пробиться в РФФИ 28 декабря. «Собравшихся у дверей представителей претендентов просто не пустили в здание, ссылаясь на неприемный день (в официальный рабочий день, официальное рабочее время), только улыбающийся охранник все время просил подождать. Как вы относитесь к самотыкам, вибраторам и прочим секс-игрушкам? Если вас возбуждает, когда вы видите, как женщина сношает саму себя, то наш сайт вам точно придется по душе. Разные секс-игрушки https://ebkino.com/categories/seks-igrushki/ часто применяют лесбиянки, а иногда и мужики трахают баб самотыками, чтобы доставить им больше кайфа. В любом случае переходите по ссылке и смотрите крутое порно в отличном качестве. Через два часа ожидания, когда нервы собравшихся были уже на пределе… вышел человек по имени Баграм… и попросил всех записаться на 17.00, т. е. время окончания работы госоргана».
— В РФФИ нашего представителя не пустили, заявив, что необходимый сотрудник появится в 17.00, — рассказывает представитель ООО «Проспект» Роман Давыдов. — Речь идет о Германе Шелепове, который уполномочен подписывать договор задатка от имени РФФИ. По этому договору уплачивается задаток, предусмотренный конкурсной документацией. Платежное поручение должно быть прикреплено к заявке. Наш сотрудник подошел к 17.00 и прождал до 18.15, после чего ему заявили, что у г-на Шелепова гипертонический криз и его увезли в больницу. Следующую попытку мы сделали 10 января. Нам сказали, что сегодня неприемный день, охрана объявила, что «есть указание не пускать».
РФФИ откликнулся на обвинения официальным пресс-релизом: «Рядом компаний — потенциальных участников конкурса предприняты действия, направленные на срыв аукциона… Действия сотрудников ЮМО РФФИ, базирующиеся на духе и букве закона, представители компаний воспринимают как предвзятые и необоснованные… Показательно и то, что 11 января никто из представителей названных фирм в здание ЮМО РФФИ не прибыл». Сами «представители» говорят, что 11 января приходить было уже бесполезно, поскольку в этот день уже было бы технически невозможно получить подтверждение о переводе задатка.
— Разбираться, почему не принимает заявки РФФИ, — это федеральные полномочия, — заявил корреспонденту N министр промышленности области Сергей Назаров. — Я в курсе этой ситуации. Мне передавали, что со мной хотели бы встретиться представители компании «Проспект». Но насколько корректно встречаться в период, когда объявлен конкурс? Например, Левицкий (Николай Левицкий — глава Synttech. — N) обозначил свой интерес тогда, когда конкурс еще не был объявлен. Насколько я знаю, не один «Проспект» сейчас имеет желание встречаться. Но я думаю, теперь имеют смысл переговоры только с победителем аукциона.
Исходя из сложившейся ситуации, легче всего предположить, что слушание дела о банкротстве, назначенное на следующий после проведения аукциона день, инициировано компаниями, которые не смогли подать заявки. Действительно, в случае начала процедуры банкротства собственники предприятия фактически устраняются от руководства им. Бал правят кредиторы. По некоторой информации, кредиторская задолженность на предприятии значительна. Среди тех, кому завод должен, — московские банки и те же «Русские фонды». Но, как известно, на слушания о банкротстве представители НЗСП вполне могут прийти с платежным поручением, подтверждающим уплату задолженности. Так что эта проблема для победителя аукциона вполне решаема.
Но можно предложить и другой, менее очевидный, взгляд на ситуацию. Он основывается на предположении, что в числе союзников Synttech не только федеральные власти, но и нынешнее руководство НЗСП. Как известно, гендиректор завода Виктор Попов — выходец из «Еврохима», который возглавлял Николай Левицкий. Да и на пресс-конференции, посвященной изложению планов группы относительно завода, представителей Synttech не было: здесь выступали член совета директоров и гендиректор НЗСП.
Банкротство, по мнению N, вполне могло быть запасным вариантом для Synttech. Как известно, наиболее легко провести процедуру банкротства на предприятии в ситуации, если кредитор и топ-менеджмент заодно. А кредитор может быть любого масштаба. Вариант с банкротством мог быть подготовлен на случай, если кто-то из конкурентов сумел бы не только подать заявки на участие в аукционе, но и победить в нем. На следующий день завод мог быть признан банкротом и перейти в управление совета кредиторов и арбитражного управляющего. Если Synttech победит, а на следующий день в суде кредитор отзовет свои претензии, то в банкротство играл фаворит.
Впрочем, не исключено, что аукцион будет перенесен. Компании, не сумевшие подать заявки, настроены отстаивать свои права. Если они соберут материал, убедительно демонстрирующий нарушения при проведении аукциона, федеральный РФФИ может перенести дату проведения аукциона.
— Привлекательность этого предприятия для инвестора, конечно, не в технологичности, — объяснил N ажиотаж вокруг предприятия бывший гендиректор НЗСП Юрий Погребщиков. — Химзавод встроен в инфраструктуру города — а этому цены нет. Попробуйте сегодня на ровном месте построить химическое предприятие. Вокруг сразу поднимутся экологические и политические движения, возникнут серьезные коррупционные издержки. Другой фактор привлекательности НЗСП: завод имеет полный комплекс ресурсов — лимиты на газ, электроэнергию и т. д. Ресурсная база формируется десятилетиями. И третье: здесь большой участок земли, которая может обеспечить развитие предприятия на долгую перспективу.
Владимир Козлов