Отделение ГАИ УВД г. Новочеркасска обеспокоено резким ростом ДТП с тяжкими последствиями, большая часть таких происшествий — это ДТП с участием пешеходов. Анализ данных происшествий показал, что из 11 дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими 8 происшествий — с участием пешеходов, 7 из которых совершены по вине пешеходов. Пешеход — полноправный участник дорожного движения, а, следовательно, должен знать не только свои права, но и обязанности, но большая часть пешеходов или не знает или не выполняет ПДД, пренебрегая ими, все больше появляется светофорных объектов для пешеходов, устанавливаются дорожные знаки, но зачастую мы видим, как на красный сигнал светофора люди пытаются перейти или перебежать дорогу, если светофор отсутствует, то переходят проезжую часть как попало и где попало. О каком воспитании «юного пешехода» может идти речь, если родители сами грубо нарушают правила дорожного движения и тянут за собой детей, подвергая себя и их смертельной опасности? В будущем этот ребенок может стать жертвой дороги, но это уже не несчастный случай, а беспечность родителей и отсутствие воспитания с детства навыков безопасного поведения на дороги.
Так, с начала 2003 г. зарегистрировано 2 дорожно-транспортных происшествия, в которых пострадали дети: Анастасия Заборская, 5 лет, и Кристина Шумарина, 8 лет, которые почему-то оказались на дороге без присмотра родителей, да еще в темное время суток, а результат — тяжелые травмы, полученные девочками.
В 6 из 8 случаев пострадавшие в дорожно-транспортном происшествии пешеходы находились в состоянии алкогольного опьянения на проезжей части, чем провоцировали создание аварийной ситуации, в результате чего могут пострадать люди.
Так, 21 февраля 2003 г. на территории автовокзала пешеход Н.Н. Повойтин, находясь в нетрезвом состоянии, был сбит автобусом.
23 февраля 2003 г. на ул. Мелиховской пешеход А.В. Ковалев, также находясь в нетрезвом состоянии, переходил дорогу перед близко идущим транспортом и был сбит автомобилем.
Согласно статьям 12.29, 12.30 Административного кодекса Российской Федерации, пешеход может быть привлечен к административной ответственности за нарушение правил дорожного движения, повлекшие по неосторожности причинение легкого вреда здоровью.
Конечно, нельзя перекладывать всю вину на пешеходов. Постоянно ведется работа и контроль за соблюдением правил дорожного движения водителями транспортных средств. С вступлением в силу нового Административного кодекса среди водителей бытует ошибочное мнение о том, что теперь ответственность за нарушение ПДД стала значительно меньше, водительские удостоверения не изымаются. Это — заблуждение.
Новый КоАП РФ в части ответственности за нарушение ПДД водителем стал значительно жестче. Ужесточилась ответственность за грубые нарушения правил дорожного движения. Если раньше лишение прав управления предусматривалось только лишь в трех случаях, то согласно новому кодексу водитель может лишиться права управления автомобилем в десяти случаях.