В городах и районах Дона до 1 июня должны были завершиться выборы депутатов Молодёжного парламента при Законодательном Собрании РО. Осенью планируется провести первое заседание юных парламентариев. Однако даже к середине лета с задачей справились немногим больше половины донских городов и районов. Но и там особой конкурентной борьбы не наблюдалось: за игрушечное парламентское кресло молодёжь особо бороться не захотела…
Ария первая — мажорная
Молодёжные парламенты существуют уже в 30 субъектах РФ. Такова государственная политика, лозунгом которой стало: «Привлекаем молодёжь к управлению страной!». Госдума, при которой создана общественная молодёжная палата, направила рекомендательное письмо и в донское Законодательное Собрание – мол, поддержите инициативу. И, по словам депутата ЗС, председателя подкомитета по молодёжной политике Леонида Шафирова, подготовительная работа шла лет пять – изучали чужой опыт, думали, что взять на вооружение. В качестве примера изучали опыт новосибирцев. Там председатель МП – штатный советник губернатора, а на молодёжную политику область ежегодно выделяет до 70 млн. рублей.
Молодым вроде как отдают судьбу в собственные руки: озвучивайте, мол, ребята, свои проблемы, ищите пути решения – разрабатывайте и предлагайте законопроекты. Тем более в МП должны попасть лучшие из лучших в возрасте от 14 до 30 лет – те, кого поддержала молодёжь. Задача представительных органов местного самоуправления лишь в том, чтобы официально закрепить за победителем его статус.
— Многие из победивших уже рвутся к работе: выдвигают свои проекты и предложения, — уверяет Леонид Шафиров… Так ли это на самом деле?
Ария вторая — минорная
Первая проблема, которая стала очевидна уже во время так называемой предвыборной борьбы – многие из кандидатов слабо представляли себе, что за зверь такой Молодёжный парламент и чем они там будут заниматься, хотя попадались и весёлые ребята. Один из кандидатов обещал, что добьётся от ЗС ежегодного 60-миллионного финансирования ремонта дорог в его городе. Другой – что расширит штат милиционеров для борьбы с наркоманией, и так далее. Наименее подготовленными (читай – наиболее скромными), по словам Леонида Шафирова, оказались ребята из сельских районов.
Вторая проблема – финансирование. С помещением вопрос вроде бы решили – зал для заседаний, которые будут проходить как минимум дважды в год, предоставит ЗС. Парламент будет работать на общественных началах, и пока даже не удосужились выяснить, кто будет оплачивать юным депутатам проезд. А ведь из отдалённых уголков области билет в один конец стоит порядка 200-250 рублей.
— Это огромные деньги, — сокрушается и качает головой Шафиров. — Будем разговаривать с главами администраций и районов – может, они возьмут на себя эти расходы.
Учитывая, что из 55 городов и районов области только 4 – доноры (Ростов, Таганрог, Волгодонск и Аксайский район), остальные – дотационные, перспектива сия весьма туманная.
Ещё более туманной выглядит перспектива реализации игрушечных законопроектов, которые примут ребята. Кто будет их финансировать?
— Варианта два: либо областной бюджет, если одобрит Законодательное Собрание и если мы по этим программам уже работаем (например, поддержка молодёжных и общественных организаций), либо – федеральный, если Госдума утвердит финансирование, — не сдаётся Леонид Шафиров. Эх, блажен, кто верует…
И, наконец, проблема третья – в России зачастую всё делается для галочки… Например, в Шахтах, несмотря на постановление ЗС, депутатов в МП выбирала не молодёжь, а городская Дума. То ли постановление не удосужились прочитать, то ли прочли по-своему, то ли вообще проигнорировали…
Единственный возможный плюс всей этой затеи – молодёжь получит опыт общественно-политической работы. Ведь на данный момент в Законодательном Собрании РО нет ни одного депутата моложе 30 лет. Главное для юных депутатов, уже столкнувшихся с показухой и бюрократией донского «взрослого» чиновничества – не получить на всю жизнь иммунитет к государевой службе…
Импровизация
Среди уже выбранных депутатов в МП девушки имеют количественный перевес, их порядка 60-65% (для сравнения, в Законодательном Собрании женщин всего 6%). Самому молодому депутату — 14 лет. Основная масса – 22 года и старше.
Текст: Инга Пелихова