Опрос — это самое распространенное и самое сложное процессуальное действие по делам об административных правонарушениях. И дело не только в том, что уполномоченному должностному лицу таможенного органа нередко противостоит человек, не желающий говорить правду или вообще давать объяснения, но и стремящийся сообщить ложные и искаженные сведения. Даже человек искренний и стремящийся сообщить все известное ему по делу может ошибаться и заблуждаться. И здесь задача должностного лица, производящего административное расследование по делу, — своевременно обнаружить искажение и вымысел и учесть это при оценке и использовании показаний.
Опрос — это процесс получения показаний от лица, обладающего сведениями, имеющими значение для расследуемого дела.
Для лица, расследующего дело, показания участников процесса — источник доказательств, а содержащиеся в них фактические данные — доказательства. Для лица, привлекаемого к ответственности, — средство защиты от возникшего против него подозрения. Это необходимо учитывать, оценивая значение опроса как процессуального действия.
Несвоевременный опрос или его отсутствие приводит к затягиванию сроков производства по делу, неполноте собранных по делу материалов.
По своему характеру опрос — сложное, многоплановое процессуальное действие, часто протекающее в условиях конфликтной ситуации. Достижение цели опроса зависит от того, сумеет ли должностное лицо изменить данную ситуацию. Для этого требуется, с одной стороны, высокое профессиональное мастерство, знание человеческой психологии и практическое умение разбираться в особенностях личности опрашиваемого, а с другой — знание и умелое использование при опросе различных методов и тактических приемов.
Получение правдивой информации об обстоятельствах, имеющих значение по делу, — это основная цель опроса. По отношению к данной цели выделяется три типичных ситуации при опросе: 1) бесконфликтная; 2) конфликтная с нестрогим соперничеством; 3) конфликтная со строгим соперничеством.
Бесконфликтная ситуация характеризуется тем, что должностное лицо, производящее опрос, желает получить от лица, дающего объяснения, правдивые показания, а тот, в свою очередь, намерен их дать. В такой ситуации нет сопротивления, противодействия.
Нестрогое соперничество имеет место при частичном признании вины лицом, привлекаемым к ответственности, и выражается в попытках частично исказить в свою пользу реальные факты административного правонарушения. Иногда позицию нестрогого соперничества могут занимать и свидетели по делу.
Строгое соперничество характеризуется полным отрицанием лицом, привлекаемым к ответственности, своей вины, иногда вопреки здравому смыслу, и выражается в крайних, предельных по степени упорства формах сопротивления опрашиваемого установлению истины по делу, вплоть до отказа от дачи показаний.
Главная психологическая задача, стоящая перед должностным лицом в начале опроса, — установить психологический контакт с опрашиваемым, а основная тактическая цель — выполнить задачу определенными тактическими средствами. К числу таких средств, используемых для установления психологического контакта с опрашиваемым, относятся тактические приемы эмоционального воздействия. Среди них можно выделить: вовлечение в беседу по теме, представляющей взаимный интерес, снятие психологической напряженности у лица, вызванного на опрос, создание благоприятной обстановки для опроса, обращение к положительным качествам личности собеседника и т.д.
В середине опроса психологической задачей опрашивающего является поддержание и укрепление психологического контакта с опрашиваемым, а тактической — получение правдивых показаний.
В завершающей части опроса важно закрепить психологический контакт с опрашиваемым на случай возможного в дальнейшем участия в других процессуальных действиях. Тактическая задача при этом — оценить полученную информацию с позиции ее всесторонности, полноты и объективности и при обнаружении пробелов восполнить их с помощью постановки дополнительных вопросов.
29 июня 2009 17:21
Комментарии (0)