Публичные слушания по изменению Устава города, прошедшие 23 октября показали: как часто из обычного процесса, продиктованного законодателем, можно устроить политическую акцию. Как любят у нас все окрашивать в цвета политических партий!
Реформа местного самоуправления. Эта тема затрагивает практически каждого гражданина. Местное самоуправление — самая близкая к человеку власть. Вообще, это власть, до которой рядовой гражданин должен дотянуться рукой. Он должен совершенно точно влиять на действия этой власти и чувствовать это влияние. Власть, которая решает большинство повседневных проблем простого гражданина — от культурно-бытовых вопросов до благоустройства улиц. Ведь от того, насколько эффективно работает городская администрация судят и о дееспособности всего государства в целом. Бывают ситуации, когда от работы отдельного «управдома» зависит больше, чем от администратора высокого уровня, во всяком случае, для рядового гражданина.
Выборы главы администрации, каковыми они были прежние годы, могли (и есть тому примеры) привести к власти личность харизматичную, но не владеющую профессиональными навыками управления городом. Везде должны работать профессионалы: как в медицине, так и в коммунальном секторе, так и заниматься общими хозяйственно-экономическими вопросами городского округа. Фраза «Хороший человек — не профессия» представляет собой абсолютную банальность, она элементарна. Действительно, если мы хотим от человека выполнения неких профессиональных обязанностей, то нам не так важны его личные качества, как уровень профессионализма.
Изменение Федерального и областного закона влечет за собой и приведение в соответствие с законом Устава города – нашего главного документа, регламентирующего городскую жизнь. Что изменит новый Устав? Это касается выборов первых лиц города.
Итак, Председатель Думы будет, он же Глава города — высшее должностное лицо города. Избирается он из состава депутатов открытым голосованием, на срок полномочий городской Думы. Он подконтролен и подотчетен населению и городской Думе. Исполняет свои полномочия на постоянной основе. Представляет город в отношениях с органами местного самоуправления и других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями. Без доверенности действует от имени муниципального образования. Подписывает правовые и нормативные документы, принятые городской Думой. Издает в пределах своих полномочий правовые акты. Обеспечивает осуществление органами местного самоуправления решения вопросов местного значения. Исполняет полномочия председателя городской Думы – они остаются прежними. Устав определяет также порядок прекращения полномочий председателя городской Думы.
Что касается главы Администрации города Новочеркасска, то он, в соответствии с областным законом № 200-ЗС, назначается по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение вакантной должности. Контракт с главой Администрации заключается на срок полномочий городской Думы, но не менее чем на два года. Условия контракта утверждаются городской Думой. Порядок проведения конкурса на должность главы Администрации, как и общее число членов конкурсной комиссии, также устанавливается городской Думой. Половина членов конкурсной комиссии назначается городской Думой, вторая половина — губернатором Ростовской области. Контракт с главой Администрации города утверждается председателем городской Думы — главой города Новочеркасска. Глава Администрации подконтролен и подотчетен городской Думе, он представляет Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности (то же самое обязан делать и председатель Думы — глава города). Глава Администрации обеспечивает решение вопросов местного значения. Он руководит Администрацией на принципах единоначалия, представляет Администрацию в отношениях с органами местного самоуправления, с органами государственной власти, с гражданами и организациями, утверждает штатное расписание Администрации, назначает и увольняет заместителей, управляющего делами, руководителей структурных подразделений.
Вопрос, вынесенный на публику, показал, как многие любят политизировать, отвергать и, в конечном счете, призывать к анархии. Было время опротестовать закон. Никто из выступающих это не делал, но одно дело заниматься нормотворчеством, а другое – выступать с высокой трибуны.