Сегодня исполнилось 44 года со дня расстрела мирной демонстрации на центральной площади тогда еще советского Новочеркасска. Те, кто остались в живых, дожили до сегодняшнего дня, каждый год 2 июня приходят на Дворцовую площадь. Теперь здесь сразу два напоминания о трагедии — памятная плита и монументальный камень.
Так Дворцовая выглядит теперь — из окна музея, стилизовано, как 44 года назад. Те, для кого 62 год — не глава из учебника и не экспонат под музейным стеклом, приходят на площадь каждый год. Вспомнить родных, друзей. Здесь нет аплодисментов, но есть громкие речи, гимны и флаги. Свидетели и участники трагических событий хоть и в центре внимания, но собравшиеся больше обращаются к молодым — здесь кадеты, суворовцы, активисты движения «Молодая гвардия». Лейтмотив — не допустить повторения, хоть история и развивается по спирали….
ТАТЬЯНА БОЧАРОВА — президент фонда новочеркасской трагедии: «Та трагическая дата — это уже часть истории. Ее изучают, ее помнят, делают выводы… Это — будущее. Сегодня мы вспоминаем прошлое, то, что было здесь тогда, 44 года назад. Передо мной стоят свидетели тех ужасных, трагических событий, те, кто своими глазами видел кровь этой площади, хоронил друзей, погибших, провел многие годы за решеткой и потом жил в унижении и позоре».
Сейчас изменилось многое: научились иначе понимать ту трагедию, изменилось отношение к жертвам расстрела и у властей. Во многом это происходит усилиями сотрудников фонда трагедии — создан музей, ежегодно проходят митинги памяти. «Жизнь человеческая бесценна и никто не имеет права на нее покушаться!», — ни раз звучало сегодня из динамика.
ВАЛЕНТИНА ВОДЯНИЦКАЯ — заведующая музеем новочеркасской трагедии: «Самое главное — наши пострадавшие в этих событиях. Посмотрите, сколько их мало осталось — вы простите меня, пожалуйста. Все, что было, уже было несколько раз сказано. Я сейчас могу только сказать, как живут эти люди: лагеря не прошли даром! Мы каждый год хороним своих людей, мы теряем здоровье… Обратите внимание, молодой, здоровый парень, вчера ему исполнилось 18, а сегодня его арестовали…»
Митинг длился не более часа. После отправились на мишкинское кладбище — к монументу погибшим, и прощаясь, обещали встретиться вновь — уже в будущем году.