Сегодня:
 

Вчера, 15 апреля, закончился срок сдачи отчетов о деятельности для всех без исключения некоммерческих организаций. Правозащитники полагают, что в России может начаться массовое закрытие НКО.

За последние годы число НКО в России и так сократилось более чем в два раза: с 600 тысяч в 2002 году до 278 тысяч в 2007 году. Эта тенденция затронула и регионы Северного Кавказа.

Так, в Ингушетии в 2007 году Росрегистрация потребовала ликвидировать каждую четвертую некоммерческую организацию. В Калмыкии ликвидация угрожает каждой — каждой восьмой НКО, в Астраханской области — каждой десятой, пишет издание «Новые Известия».

Наибольшие проблемы для НКО создают отчеты. В подаваемых отчетах представители НКО должны отражать информацию о составе руководящих органов организации, объеме и расходовании денежных средств, использовании другого имущества, в том числе полученного от международных, иностранных организаций и граждан. Если НКО дважды не подает требуемый отчет, ей грозит исключение из реестра.

«Для того и придуманы эти отчеты, чтобы уменьшить численность НКО, — говорит председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева. — Прежде всего тех, что раздражают власть своей независимой позицией, критикой политики властей».

Между тем, представители Федеральной службы регистрации считают, что содействуют неправительственным организациям и помогают им, как могут.

«Мы заинтересованы в том, чтобы они хорошо работали, — сказал изданию источник в Росрегистрации. — Те же списки организаций, в отношении которых мы планируем обратиться в суд, мы выложили на сайте. Это сделано не для устрашения, чтобы показать, что вот у нас такие полномочия, а для того, чтобы они пришли в себя и скорее заявили о себе. Это те организации, которые совсем уже потерялись».

По словам заместителя лидера движения «За права человека» Светланы Чувиловой, в принципе отчеты заполнять не сложно, но это отнимает массу времени. Сама она заполняла документы около трех недель, что полностью выключило ее из основной работы.

В свою очередь, председатель комитета «Гражданское содействие» Светлана Ганнушкина отмечает, что многие организации затрудняются заполнять документацию, потому что для этого нужно иметь хорошего юриста, а в общественных организациях его может и не быть. «Часто представители ФРС сами не знают, что надо и как это делать, — говорит правозащитница. — Для того чтобы написать какие-то замечания, чиновники вступают в длинное разбирательство с организацией».

В тоже время, ряд известных правозащитных организаций сейчас, по словам их сотрудников, вполне справляются с документацией и на претензии ФРС не жалуются. «Отчеты составляет наш бухгалтер, и я от нее не слышал никаких жалоб на эту тему», — говорит директор российского центра Amnesty International Сергей Никитин. Вместе с тем, он отметил, что российские НКО в основной своей массе имеют очень небольшие бюджеты и ограниченное число сотрудников, из-за чего переписка с ФРС становится для них колоссальной дополнительной обузой.

Представители общественных организаций пытаются помочь своим коллегам. Так, 8 апреля начала работу «Прямая линия по защите НКО», цель которой — зафиксировать нарушения прав НКО и дать юридическую консультацию пострадавшим от чиновников общественникам.

Следует также отметить, что у ряда неправительственных организаций, в том числе действующих в регионах Северного Кавказа, недовольство вызывает не столько требуемая отчетность, сколько пристальное внимание к ним со стороны спецслужб.

Так, «Кавказский узел» подробно сообщал о проблемах, с которыми пришлось столкнуться организации «Чеченский комитет национального спасения» (ЧКНС). Управление ФСБ по Ингушетии подозревает, что ЧКНС финансируется зарубежными экстремистскими организациями. Поэтому УФСБ инициировало внеплановую проверку деятельности организации управлением Росрегистрации по Ингушетии в августе 2007 года. Представители ЧКНС уверяют, что их организация уже четвертый год подряд подвергается преследованиям со стороны различных государственных ведомств за свою правозащитную деятельность.

В конце февраля председатель ЧКНС Руслан Бадалов выступил также с заявлением, в котором потребовал прекратить преследование силовыми структурами Всероссийской общественной организации «Голос Беслана». По мнению правозащитника, конечная цель этих преследований — ликвидация организации путем произвола.

Ранее руководитель действующей в Ингушетии автономной некоммерческой организации «Машр» Магомед Муцольгов также говорил в интервью корреспонденту «Кавказского узла», что его организация постоянно испытывает на себе давление со стороны различных структур власти.

Напомним также, что в мае 2007 года ФРС провела проверку на предмет соблюдения законодательства Международным обществом «Мемориал». Общественную организацию, известную своей деятельностью в защиту прав человека, в течение пятнадцати дней проверяли двое чиновников Управления методического обеспечения и контроля в сфере государственной регистрации и деятельности некоммерческих организаций Росрегистрации.

Как проанализировал корреспондент «Кавказского узла», треть из всех подлежавших в 2007 году проверке Федеральной регистрационной службой России общественных организаций составляли религиозные объединения. Правозащитных организаций было три, а экологических организаций в списке проверок Росрегистрации в прошлом году вообще не было.

Отметим, что ряд активистов НКО связывают предвзятое отношение к ним со стороны властей с высказываниями, сделанными президентом России Владимиром Путиным 21 ноября на форуме его сторонников в Москве, когда глава России обвинил своих политических противников в том, что они совместно с западными специалистами «готовят уличную революцию, чтобы разделить и ослабить Россию».

Путин заявил тогда, что его оппоненты хотят видеть Россию разобщенной, «шакалят у иностранных посольств, обивают пороги дипломатических представительств», рассчитывая на поддержку зарубежных фондов и правительств, а не на поддержку своего народа.

«Это звучит как установка, – говорит, вспоминая приведенное выше высказывание Путина, правозащитник Светлана Ганнушкина. – У нас же таким образом происходит управление госаппаратом. Не нужно давать циркуляры. Нужно сказать: «Шакалят у посольств», и всем ясно, как к нам надо относиться».

Комментарии (0)

Добавить комментарий