МПС попало в «десятку»
Вчера в администрации Ростовской области представители министерства промышленности, энергетики и природных ресурсов РО обсудили с новым стратегическим инвестором ОАО «Новочеркасский электровозостроительный завод» (НЭВЗ) столичной группой «Трансмашхолдинг» (ТМХ) вопросы развития новочеркасского предприятия, находящегося под внешним управлением.
Как сообщил «Ъ» первый заместитель министра промышленности РО Владимир Бартеньев, группа МДМ переуступила аффилированной Министерству путей сообщения РФ ЗАО «Трансмашхолдинг» свою часть кредиторской задолженности. Вкупе с долей другой структуры МПС — ПФГ «Росвагонмаш» она составила 75% всей «кредиторской задолженности» НЭВЗа (с июля 1998 года завод находится под внешним управлением, в январе 2001 года этот срок был продлен еще на пять лет под гарантии администрации Ростовской области). Точная сумма выкупа не называется, однако еще летом прошлого года источник «Ъ» в железнодорожном ведомстве замечал, что на тот момент из общей суммы задолженности в 303,689 млн рублей реальные долги НЭВЗа без штрафов и пеней составляют не более 95 млн рублей. Именно на эту сумму, по словам источника, и рассчитывало МПС, когда в лице министра Геннадия Фадеева еще в марте 2002 года заявляло о своем желании приобрести крупнейшее в России предприятие по выпуску магистральных грузовых и пассажирских электровозов переменного тока. По другим данным, общая сумма кредиторской задолженности НЭВЗа, скупленной для МПС усилиями «Росвагонмаша» и «Трансмашхолдинга», составляет порядка 170-180 млн рублей. В любом случае спустя ровно год после заявления министра завод перешел в собственность МПС. Причем первоначально шла речь о том, что контрольный пакет акций должен перейти только к «Росвагонмашу», занимающемуся в структуре МПС закупками подвижного состава для российских железных дорог. К этому же склонился и генеральный директор завода Александр Носков, заявивший в свое время «Ъ» о том, что «для завода было бы очень хорошо, если его собственником окажется именно «Росвагонмаш». Однако в столице решили иначе, и основную часть кредиторской задолженности скупил ТМХ, созданный МПС для управления железнодорожными активами и владеющий Тверским вагоностроительным, Брянским машиностроительным и Бежецким металлургическим заводами.
Вчера исполнительный директор ТМХ Михаил Хромов заверил областные власти в том, что холдинг намерен развивать производство, для чего готовит специальную инвестиционную программу. По словам господина Бартеньева, одной из составляющих программы будет так называемая расшивка узких мест для оборудования предприятия. Дело в том, что производство традиционных для НЭВЗа локомотивов ЭП-1 и новейших ЭП-10 (разработан совместно со швейцарской группой компаний AD Tranz), работающих на постоянно-переменном токе, требует совершенно различных устройств и механизмов, что и может вызвать реконструкцию цехов. По словам Михаила Хромова, самое позднее к 1 мая с МПС будет окончательно решен вопрос заказов для завода по типу электровозов.
В настоящий момент НЭВЗ выпустил уже первую «десятку», две другие находятся в разной стадии готовности. В 2002 году МПС обещало закупить у завода два ЭП-10. Обе стороны пока не пожелали комментировать «Ъ» конкретные цифры заказов и инвестиций в производство, сославшись на неготовность самой инвестиционной программы. Причем, по данным «Ъ», она напрямую увязана с предстоящим заключением долгосрочного соглашения между администрацией РО и МПС, одной из составных частей которого будет вопрос о НЭВЗе. Источник «Ъ» в администрации РО заметил, что от активности нового стратегического инвестора будет зависеть степень благосклонности к железнодорожникам донских властей.