Сегодня:

В последнее время объектом «пристального внимания» нового Правительства России стала система образования, и прежде всего, высшая школа. Раздаются голоса, что в нашей стране слишком много вузов, поэтому Минобразования и науки намерено закрыть значительную их часть. При этом приводятся недостоверные данные о количестве вузов в России – дескать, их в стране более 3 тысяч, включая государственные и негосударственные, и их филиалы. В то время как в Советском Союзе было около 680 вузов. Сейчас их в пять раз больше. Это напоминает известные в прошлом кампании по формированию через СМИ общественного мнения по отношению к известной личности или организации, которые хотели предать остракизму. В данном случае ведется такая кампания против высшей школы, которая не покорилась реформаторам в начале 90-х годов. Выстояла и показала свою дееспособность.
Соответствуют ли действительности сведения об огромном количестве вузов и обучающихся за счет бюджета студентов в России? Давайте проанализируем информацию, опираясь на информацию из официальных документов (Статистический сборник Госкомстата России 2001 г., Статистический сборник по образованию. Изд.НИИВО, 2003 г.).
Во-первых, филиалы не являются самостоятельными вузами – они структурные подразделения, поэтому бюрократический счет смахивает на лукавство. Во-вторых, в СССР на момент распада насчитывалось 680, а не 911 вузов, многие из которых имели по 2 и более филиалов, поэтому сегодня далеко не в 5 раз в России больше вузов, как это утверждается, а всего лишь в 2 раза (в 1990 г. – 514 вузов, в 2002 г. — 1039). В третьих, в России на сегодняшний день 655 государственных высших учебных заведений. В основном увеличение за 12 лет произошло в основном из-за создания их в федеральных силовых структурах. Негосударственных вузов в России в 2002 г. действовало 384. В-четвертых, не соответствуют действительности и приводимые в СМИ данные о том, что за счет госбюджета учатся 5,5 миллиона человек в вузах страны. На самом деле, если в 1990 г. это было 2824,0 тыс. студентов, то в 2002г. – 2919,8 тыс., т.е. всего на 95 тысяч больше. Численность студентов государственных и негосударственных вузов, обучающихся за свои собственные средства, составляет 3027,9 тыс. или 50,9 % от общей численности студентов, обучающихся в вузах России.
Утверждается, что из-за роста количества вузов произошло падение уровня нашего образования. Это явилось причиной не только потери имиджа страны, но и серьезных экономических потерь. И здесь все поставлено с ног на голову. Абсолютное большинство государственных вузов благодаря самоотверженной работе коллективов за последние 10-12 лет не только не только не сдали своих позиций, но и значительно повысили уровень своей деятельности: увеличилась доля докторов наук (с 6,2 % в 1990 г. до 11 % в 2002 г.), открыты новые специальности, расширились объемы НИОКР, созданы новые НИИ, научно-образровательные центры, университетские технопарки, инновационно-научные центры и т.д. В несколько раз увеличилось количество современных компьютеров в вузах России. Ряд ведущих вузов последовательно трансформируются в крупные университетские комплексы, университетские округа. Многие вузы выиграли гранты не только российских, но и зарубежных фондов. Все большее количество вузов входят в мировое образовательное пространство. Совершенствуется система управления вузами, создаются в вузах системы менеджмента качества.
Все это достигнуто в силу того, что федеральными законами «Об образовании» и « О высшем послевузовском профессиональном образовании» им была предоставлена большая самостоятельность и определенные налоговые льготы. Да, государство в начале 90-х годов ослабило влияние на образование, но оно даровало ему свободу и широкое поле деятельности. То, что сейчас сложилась нелепая ситуация, когда образование и наука, с одной стороны, и экономика, с другой стороны, идут параллельными путями, практически не пересекаясь, это плохо. Но в этом нет вины ни системы образования, ни науки. Виновата «сырьевая» отечественная экономика, которая не востребует результаты НИОКР, наукоемкие технологии, не востребует выпускников вузов.
Решать проблему взаимодействия образования, науки и производства нужно начинать с решительного перевода отечественной экономики с «сырьевого» на инновационный путь развития, но, отнюдь, не с сокращения числа вузов.
Я согласен с тем, что необходимо навести порядок с открытием филиалов государственных вузов, ужесточить требования к открытию псевдовузов, которые способны подорвать фундаментальные основы высшей школы – качество, научность, системность, практическую направленность. Но все это нужно осуществлять не путем проведения кампаний, как в настоящий момент намерено поступить Министерство образования и науки, а на основе изменений и дополнений к закону «Об образовании» и « О высшем и послевузовском профессиональном образовании», на основе принятия нормативной базы в сфере образования.
Думаю, что можно значительно сократить число государственных вузов не путем их закрытия, а объединения с крупными университетами, создания университетских комплексов.
Весьма опасным, поспешным и непродуманным шагом является предложение Правительства об отмене моратория на приватизацию образовательных учреждений. Этот акт – сильнее Чернобыльской катастрофы, который действительно приведет не только к потере имиджа страны, но и поставит под вопрос будущее России. Нам еще долгие десятилетия придется расхлебывать приватизацию экономики «по Чубайсу». Где гарантии, что приватизация в сфере образования «по Грефу и Кудрину» не приведет к полному разрушению одной из лучших систем образования мира – российской системы образования?
Наше образование выжило в труднейшие времена только благодаря тому, что государство не вмешивалось в деятельность образовательных учреждений. Они научились работать в условиях, когда из бюджета выделялась лишь треть требуемых средств на их существование. Именно высшая школа нашла путь адаптации и вхождения в рынок путем создания в вузах рыночных блоков и совершенствования управления ими в современных условиях.
Закрытый характер подготовки документов по корректировке федеральных законов, касающихся образования, попытка протолкнуть принятие поправок в Госдуме без широкого обсуждения вызывают у общества обоснованные подозрения и тревогу. Что вынашивает Правительство в отношении образования, становится ясным из разработанной им программы реструктуризации бюджетного сектора, внесенных изменений и дополнений к Законам «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». После принятия поправок в худшую сторону изменится ситуация в системе образования в целом, в том числе и в высшей школе, особенно в части сокращения финансирования из федерального бюджета, преобразования образовательного учреждения в специализированную государственную или муниципальную некоммерческую организацию, лишения льгот, сведения на нет прав и свобод самих вузов. Поспешно, без учета реальных возможностей, предлагается часть вузов передать на региональный уровень. Большинство их прекратит свое существование. Например, сможет ли бюджет Ростовской области содержать такие крупнейшие вузы страны, как Ростовский государственный университет, Южно-Российский государственный технический университет (НПИ), Таганрогский государственный радиотехнический университет?
Вызывает тревогу «расчленение» Министерства образования РФ на ряд самостоятельных юридических лиц в виде федеральных служб и агентств. В силу этого вузы, которые по существу являются едиными научно-образовательными и инновационными комплексами, теперь управляются двумя не зависимыми друг от друга федеральными агентствами по образованию и по науке и инновациям. Произошло, образно говоря, виртуальное объединение образования и науки, но реальное отделение науки от высшей школы. Я был и остаюсь убежденным сторонником развития науки главным образом в университетах, потому что здесь отсутствуют проблемы преемственности поколений ученых. Здесь мы имеем гармоничное сочетание опыта крупных ученых с энергией и талантом молодых исследователей.
Мы обоснованно надеялись, что модернизация высшего образования пойдет в направлении усиления вузовского сектора науки, достижения паритетности в финансировании с академическим сектором науки. Но этого не случилось. Ученые вузов не без основания считают, что вузовский сектор науки в результате предлагаемых реформ займет еще более второстепенные позиции, чем занимал до настоящего времени. Вузовский сектор науки в опасности!
В силу вышеизложенного, все мы, кто связал свою жизнь с образованием и наукой, кто видит в них основу возрождения России, не можем быть сторонними наблюдателями тех негативных процессов, которые начали развиваться в нашей стране в сфере образования и науки.
Мы обязаны предостеречь руководство страны, депутатов Госдумы, новое руководство Министерства образования и науки, общество от революционных шагов в области образования, которые несовместимы с самой сущностью, здоровой консервативностью образования. Пока что российские реформаторы, «революционеры» новой волны не доказали, тем более не убедили общество, что предлагаемые ими преобразования в сфере образования повысят его качество, укрепят его фундаментальность, выведут его на более высокий уровень, а, наоборот, не опустят планку, что будут трагично для России.
Реформы только тогда достигают своей цели, когда они готовятся основательно, когда в их подготовке и обсуждении участвуют профессионалы, широкая общественность, когда главным принципом подготовки реформ является принцип, сформулированный медиками: «Не навреди», а также житейская мудрость «Семь раз отмерь, один раз отрежь». По словам первого заместителя Председателя Комитета Госдумы по образованию и науке О.Н.Смолина, предложения Правительства носят антинародный характер.
Учитывая нависшие над всем образованием грозовые тучи из-за внесенных Правительством поправок к Законам «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», которые, считаю необходимым собрать Всероссийский съезд работников образования до проведения Вторых и третьих Чтений по данному законопроекту в Госдуме.
На съезде с докладом должен выступить Премьер Правительства РФ с изложением причин по существу отказа государства от своих обязательств в области образования, как это следует из правительственных поправок Законов об образовании. Съезд должен принять решение, без учета которого Госдума не решилась бы проводить дальнейшее рассмотрение правительственных поправок к Законам, относящимся к сфере образования.
Образовательное сообщество должно в это трудное время действовать решительно, быстро, быть сплоченным и твердым.

Комментарии (0)

Добавить комментарий