Недавно на Новочеркасском электровозостроительном заводе побывала многочисленная делегация из Республики Казахстан. В казачью столицу прибыли руководители угледобывающих и металлургических предприятий, входящих в Евразийскую Промышленную Ассоциацию (ЕПА). Причем это была отнюдь не ознакомительная экскурсия. Гости приехали с весьма определенной целью – укрепить свое сотрудничество с НЭВЗом.
В основном, речь шла о продолжении поставок тяговых агрегатов с Дона на один из крупнейших в мире угольных разрезов – «Восточный», находящийся в Экибастузе. Гости из Казахстана также неплохо поработали на перспективу. Они участвовали в презентации ЗАО «Трансмашхолдинг», куда наряду с другими российскими гигантами входит и НЭВЗ.
О том, что на НЭВЗе — представительная делегация можно было судить по количеству иномарок у проходной, в число которых достойно вписалась и наша стильная редакционная «Хёндай Элантра». Ощущение события международного делового уровня еще больше усилилось, когда в одном из заводских цехов состоялся символический акт. Тулеугену Акбаеву, первому вице-президенту Евроазиатской Энергетической Корпорации, был передан символический ключ от тягового агрегата ОПЭ1 №241, прошедшего капитально-восстановительный ремонт на НЭВЗе, и вручено свидетельство на право его дальнейшей эксплуатации. Всего на «Восточном» 18 таких агрегатов, причем здесь обходятся исключительно ими – на вскрышных работах. Как известно, уголь на этом разрезе поднимается на-гора ленточными конвейерами, а не в вагонах.
— Почему такое предпочтение, столь определенный выбор? – спрашиваю я Тулеугена Ашикбаевича.
— О выборе в данном случае трудно говорить, — отвечает он. – Скорее, это продолжение давней традиции. Еще в советские годы, а «Восточному» скоро исполнится 20 лет, мы пользовались исключительно новочеркасскими электровозами. И не только мы, но и на соседнем с «Восточным» разрезе «Богатырь» — оба они входили в объединение «Экибастузуголь». Кстати, там ваших электровозов еще больше. Почему именно они? Дело в их исключительно высоком качестве и надежности, которые намного выше, чем у западных аналогов. Вот эту машину, ключ от которой я сейчас держу в руках, мы прислали на капитально-восстановительный ремонт, когда она отработала уже 30 лет! Нам пообещали: еще лет 15 она будет работать без проблем. По сути дела, это новая машина. И цена за нее вполне приемлемая.
Да, такие машины уже прекратили выпускать, продолжал гость. Однако у нас по ним какая-то ностальгия. Договорились о следующем: НЭВЗ будет их брать у нас на ремонт. Ну и, конечно, мы будем брать более совершенные агрегаты. Вот сейчас будем как раз предметно говорить обо всех нюансах новой машины НП1. И нам, и вам нужна ясность во взаимоотношениях – на много лет вперед. Тем более что угля на нашем месторождении, где ежегодно добывается до 17,5 миллионов тонн угля, хватит еще, по меньшей мере, лет на сто.
Сейчас, по словам гостя, ЕПА нуждается в серьезной модернизации, а в последующем и переоснащении всего тепловозного парка на новые новочеркасские тяговые kawaii агрегаты НП1. Предполагается, что ЕЭК в ближайшие три года будет ремонтировать на НЭВЗе по два тепловоза и закупать по одному новому. В обновлении локомотивного парка заинтересован также разрез «Богатырь», год назад приступивший к реализации крупного инвестиционного проекта – переводу своего тягового состава (всего 47 локомотивов) с дизель-электрического на электрический вариант.
Такая постановка вопроса полностью устраивает НЭВЗ, находящийся на подъеме. В прошлом году здесь было выпущено уже 60 машин, а в нынешнем этот объем, по словам генерального директора НЭВЗа Сергея Подуста, должен еще удвоиться! При этом зарубежные заказы тоже оказываются далеко не лишними.
Тем более, что есть такие наработки, нас в Казахстане помнят и ценят, мы – в прямом смысле – продолжаем говорить на одном языке – русском.
По словам С. Подуста, власти Казахстана также намерены модернизировать свой парк грузовых электровозов – в основном, состоящего из нэвзовских ВЛ-80, которых там около полутораста. Предстоят предметные переговоры по этой масштабной сделке.
Была отмечена и визитерами, и принимающей стороной еще одна важная деталь. В годы лихолетья – сразу после распада Союза, когда по живому рвались хорошо отлаженные связи, произошел разрыв и между уже названными структурами – поставщиками локомотивов и их пользователями. В дальнейшем этот вакуум заполнили различные посредники, которые надолго законсервировали разрыв между производителем и потребителем. И сейчас, говорили нам, журналистам, предстоит восстановить былые отношения. Цель совещания – пообщаться на одном языке – прежде всего, техническом, а не коммерческом – специалистам «Трансмашхолдинга» и ЕПА. Обменяться тем новым, что уже есть в багаже у каждого, наладить живое человеческое общение. И это, как подчеркнули собравшиеся удалось сполна. В Новочеркасске встретились, без сомнения, не только надежные партнеры, но и просто друзья.
По итогам визита на Дон стороны решили совместно разработать программу технического перевооружения предприятий ЕПА и для улучшения ритмичности и качества поставляемых запасных частей в кратчайшие сроки перейти на прямые поставки предприятиями «Трансмашхолдинга» запчастей и оборудования для парка железнодорожной техники предприятий ассоциации.
Справка: Евразийская Промышленная Ассоциация (ЕПА) создана в феврале 2001 года как некоммерческое объединение предприятий горнодобывающей и металлургической отраслей Казахстана. В ее состав входят такие АО, как «ТНК «Казхром», «Алюминий Казахстана», «Соколовско-Сарбайское горно-обогатительное производственное объединение», «Шубарколь комир», «Евроазиатская Энергетическая Корпорация» (ЕЭК), Рудуправление «Казмарганец», Аксуский и Актюбинский заводы ферросплавов и др. Численность работающих на промышленных предприятиях ЕПА составляет более 53 тысяч человек. По итогам 2004 года суммарный объем реализации по ЕПА составил более 2 млрд. долларов СШ – это составляет 5% ВВП Казахстана.