Вчера избирательные комиссии Ростовской области, Ставропольского и Краснодарского краев огласили предварительные итоги прошедших накануне выборов президента России и совмещенных с ними местных выборов.
Благодаря своей полной предсказуемости, представленные результаты располагали, прежде всего, к выведению статистических закономерностей волеизъявления жителей регионов юга России. Весь вчерашний день этим занимался АЛЕКСЕЙ ПАВЛОВСКИЙ.
В атмосфере праздника.
14 марта 2004 года может по праву войти в учебники как день проведения самых спокойных выборов в новейшей истории России: в каждой из региональных избирательных комиссий корреспондента «Ъ» поспешили заверить в том, что «нарушений избирательного процесса, способных поставить под вопрос итоги голосования, зафиксировано не было». Так, председатель ростовского облизбиркома Сергей Юсов сообщил, что в день голосования от участников предвыборной гонки или их представителей не поступило ни одного заявления, обращения или жалобы о нарушении избирательного законодательства. В такой ситуации нарушения пришлось выявлять членам избиркомов и сотрудникам органов внутренних дел. Совместными усилиями они обнаружили два случая нарушения закона при изготовлении и распространении листовок, агитирующих проголосовать за Николая Харитонова (для сравнения: на прошлых президентских выборах в контрольно-ревизионную службу облизбиркома поступило 74 обращения. – «Ъ»).
Единственную попытку хоть как-то оживить картину размеренного голосования предприняли ростовские активисты Национал-большевистской партии. Вчера утром свой взгляд на прошедшие выборы они изложили в пресс-релизе, озаглавленном «Выборы под прицелом БТРов». По сведениям нацболов, вечером 13 марта в Ростов-на-Дону были введены подразделения спецназа внутренних войск, в том числе 16–17 бронетранспортеров и несколько машин с личным составом дивизии «Дон». Национал-большевики расценили это как «нарочитую демонстрацию силы и элемент запугивания населения». Источники «Ъ» в правоохранительных органах информацию о вводе в донскую столицу дополнительных вооруженных сил опровергли, но сообщили, что в день голосования в Ростове-на-Дону «по понятным причинам» было усилено патрулирование городских улиц силами «штатных сотрудников правоохранительных органов».
В отличие от нацболов, на вчерашней пресс-конференции председатель облизбиркома Сергей Юсов говорил об «атмосфере праздника», умело созданной местными властями. Главу комиссии особенно порадовало, что в стремлении привлечь избирателей на выборы чиновники обошлись «без перегибов». «По крайней мере, бесплатными пирожными у нас не завлекали», – отметил он.
«Главное – довести избирателя!»
В отличие от декабрьских выборов депутатов Госдумы, когда региональным властям нужно было обеспечить победу одной из партий (например, губернаторы Ростовской области и Краснодарского края возглавляли региональные списки «Единой России») и провести в парламент «своих» депутатов-одномандатников, президентская кампания для местных администраций свелась, как выразился один из ростовских чиновников, к «приводу избирателей на участки».
К уже не раз проверенным методам агитации (расклейке афиш, установке рекламных щитов и растяжек на городских магистралях, телеобращениям губернаторов и т.д.) добавились и вовсе экзотические – массовая рассылка SMS-сообщений, бесплатный проезд в общественном транспорте в день голосования и организация эстрадных концертов на площадках, расположенных неподалеку от избирательных участков.
Как оказалось, такие усилия имели смысл: от количества пришедших на избирательные участки зависел отрыв, с которым действующий президент побеждал своих соперников. Так, в Ростовской области удалось добиться максимальной на юге России явки избирателей (72,59%), поэтому и результат Владимира Путина оказался самым высоким – 72,49%. Вторым в обоих рейтингах оказался Краснодарский край – при явке 63,34% действующий президент набрал 67,37%, третьим – Ставрополье (соответственно 60,21% и 64,54%).
В целом же, наиболее приближенными к среднероссийским показателям оказались результаты голосования в Ростовской области (см.таблицу). А избиратели Ставропольского и Краснодарского краев в память о долгое время принадлежавшей им славе «красных регионов» более активно, чем по России, голосовали за кандидата от КПРФ Николая Харитонова.
Примечательно, что происхождение Олега Малышкина никак не повлияло на его результаты в Ростовской области, хотя в Тацинском районе, главой которого он был с 1997 по 2001 год, кандидат в президенты от ЛДПР набрал 8,8% голосов избирателей.