эх, дороги – пыль да туман…
Исторически так уж сложилось, что с дорогами вечные проблемы, даже когда нет рытвин и колдобин, все равно, что–нибудь да происходит. Так случилось и с дорогами на улице Просвещения, запретный знак «Въезд запрещен» отсек одну проезжую полосу и…была автотрасса стала — узкая тропа. А ведь еще несколько дней назад широкая аллея разделяла дорогу на две проезжие части, что позволяло автотранспорту безопасно передвигаться по
довольно многолюдной улице. Столкновения встречного транспорта были полностью исключены. Да и пешеходам легче пройти сначала одну полосу движения, спокойно переждать на аллее и затем перейти вторую часть. Теперь же это удобство нарушено.
Дорогу, проходящую вдоль территории главного корпуса Южно Российского Государственного Технического Университета перекрыли. Встречные потоки автотранспорта стали ездить по одной проезжей части практически впритык друг к другу, тем самым, создавая действительно опасную ситуацию. Проблем стало больше. Вот уж истина, что так называемые благие намерения ведут дорогу… сами знаете куда. Кстати это довольно историческая фраза Иоанна Златоуста, а более новое, но тоже ставшее популярным выражение, подчеркивающее непродуманность якобы благих начинаний звучит так: «хотели как лучше, а получилось как всегда». Как-то с намерениями сложновато у нас получается, впрочем, как и с дорогами, но это уж точно традиционно.
Символично, что именно на улице Просвещения установлен запретный знак, своего рода знаковое явление.
«Знаки и символы управляют миром – а не слово и не закон» — так цитируют Конфуция.
Вряд ли можно сомневаться, что на протяжении всей своей истории человек использовал знаки и символы для руководства, предостережения, указания направления. В данном контексте глубокого смысла знака уместна и еще одна историческая фраза – «верной ли дорогой идем — товарищи?» и от себя добавим – в космос или в старину?
Попробуем совместить все эти понятия и разобраться, как же принимаются решения о направлении движения людского потока. Ведь каждый лидер своего государства окружает себя символами и знаками, несущими информацию об его истинных намерениях.
Президент ЮРГТУ- Валентин Шукшунов в очередной раз посетив с «официальным
визитом» город Новочеркасск, решил благостью поразить чад своей вотчины. Выйдя на крылечко со своей свитой, профессор, видимо увидел на новочеркасском горизонте какое-то знаковое явление, которое сулило ему немедленно что-то предпринять в расширении своей территории. Взмахнув ручкой, президент своего государства в государстве, провозгласил – «да быть здесь, как в старь, пешеходной тропе, чем и увековечу свое имя, приобщившись к историческому прошлому».
Высока была научная мысль! Отнюдь не в космос улетела, а в саму глубину истории проникла. Застрочили писари самописцы грамоту повелевающую самому
градоначальнику, да отнюдь не челобитную, а требование –«быть по моему хочу!». А для убедительности своих желаний аргументы привели веские, содержащие многозначительные фразы, апеллирующие к самой истории – «воссоздание исторической пешеходной зоны». Так что отказать такой толи просьбе, толи прихоти будто бы и не удобно, могут еще обвинить в игнорировании очередной исторической ценности или в возрождении культа, вплоть до святотатства. Апелляция к восстановлению чего-нибудь из
прошлого вызывает уже нервную дрожь. Сейчас такие сложные времена пошли, что и не упомнишь какие традиции уже можно, а какие еще или уже нельзя. Тут уж как бы побыстрей отделаться, перепоручить кому-нибудь и поспешно исполнить. И все были бы довольны.
В общем- то кто б спорил с тем, что студенческая тропа, чем шире, тем лучше. Да вот только о безопасности студентов подумали еще те, кто в 1900-х годах закладывал университетский городок на территории большого Николаевского сада. От корпуса до другого учебного корпуса как раз таки безопасный путь и места для отдыха предостаточно.
А все что за территорией – тут уж – здравствуй цивилизация! И автодороги
предназначены для удобства. Остановки поблизости с любым офисом или
административным зданием и есть показатель уровня сервиса и комфорта.
А если же идти на поводу просьб-требований о закрытии автодорог, то тогда дело вообще дойдет до парадокса, движение автотранспорта необходимо будет закрыть чуть ли не по всему городу – везде есть исторические тропы, где некогда гуляли предки: Пушкинскую перекрыть – здесь студенты Мелиоративной Академии прямо с порога под машины выходят, по улице Богдана Хмельницкого – трамвайные пути – перекрыть! И так далее и так далее! И вообще ходите пешком! Долой автотранспорт – он вблизи опасен – такова гениальная мысль ученого совета ЮРГТУ.
И вот с этой то идеей переустройства улиц под предлогом возрождения былых традиций многие не согласны, это не только граждане города, проживающие в этом районе, водители постоянно проезжающие по этой дороге, но и многие официальные лица, чиновники разного уровня. В частности офицеры ГАИ по долгу службы обязанные следить за безопасностью движения высказались однозначно – сужение проезжей части резко ухудшило ситуацию.
Конечно же, офицеры народ чинно-подчиненный, как заявили инспекторы-дознаватели из ГАИ — «мы народ маленький, наше дело следить за тем, как исполняется указ, да фиксировать ДТП. За данный участок по улице Просвещения раньше были спокойны, за всю историю существования ни одного дорожно-транспортного происшествия не было, а вот сейчас очень опасно и это каждый здравомыслящий человек понимает. Но наше мнение никто не спрашивал, если и принималось решение, то только на уровне начальства».
Департамент городского хозяйства, отдел по благоустройству города вообще заявил – «истинная правда, нас никто не спрашивал о том, можно ли устанавливать здесь запретный знак. Никакого обследования мы не проводили, ни с кем не согласовывали, мы просто выполнили постановление дминистрации. А так, конечно же, дорога стала опасной, обязательно приведет к аварии, только от нас ничего не зависит, дадут указание — тогда мы снимем знак».
Впрочем, никакого мнения ни у каких специалистов не спрашивали. Как мы знаем, в городе есть Управление Архитектуры и градостроительства, где есть главный художник города, он же начальник отдела «Эстетики городской среды». Так вот оказывается, что здесь тоже ни с кем вопрос о воссоздании исторической пешеходной зоны не обсуждался.
Да и вообще о происшедшем модифицировании они узнали только со слов журналиста. Но на любые изменения, происходящие в городе, особенно в его исторической части, должен был составлен проект, для чего в архитектуру подается заявка. В данном случае, как мы видим, архитектуру роигнорировали и даже не известили о замыслах и воплощениях ностальгических помыслов любителей строить имя на старине.
А вот со слов административных сотрудников отдела по координации работы
промышленности и транспорта, готовивших проект, совсем получается туманная история вокруг этой дороги. По их утверждениям, вопрос обсуждался и с Департаментом Городского хозяйства и с ГАИ. Якобы, на основании их заключений, что да, можно здесь ставить знак, и было подготовлено постановление №1299 от 30.апреля 2004года «О создании пешеходной зоны по улице Просвещения», с целью — «повышения безопасности уровня дорожного движения и воссоздания исторической пешеходной зоны города».
Недавно, на пресс-конференции мэр города Анатолий Волков довольно твердо сказал – «Возрождение, возрождение…хватит возрождать, пора работать!». Видимо, это должно относиться и к ученому совету университета, которые должны бы заниматься своим конкретным делом в сфере научных изысканий и дорогу в просвещение открывать, что б студенты были действительно людьми просвещенными, в том числе и в вопросах безопасности дорожного движения.
Видимо сила знаний заключается и в умении признавать свои ошибки, достойно
исправлять их и желательно в ближайшие время, снять ненужный символ-знак и сделать, так как было всего несколько дней назад на улице Просвещения.