Руководство Новочеркасского электровозостроительного завода (принадлежит ЗАО «Трансмашхолдинг») и украинского холдинга ХК «Лугансктепловоз» подписали контракт на организацию производства новых грузовых электровозов для железных дорог нашего соседа по СНГ.
Согласно нему, НЭВЗом в Украину планируется поставить комплектующих магистральных электровозов на сумму свыше 2 млрд рублей, из которых до 2010 года в Луганске будет построен 51 локомотив. Предполагается, что с помощью новочеркасского завода «Лугансктепловоз» сможет в ближайшем будущем переоснастить весь локомотивный парк Украины.
За весь постсоветский период деловых контактов между двумя соседними предприятиями — практически монополистами на собственных рынках — не было зафиксировано. Идея создания совместного электровоза на мощностях луганского холдинга появилась сравнительно недавно, после того как и в России, и на Украине стала остро ощущаться проблема устаревания еще советского парка локомотивов. В августе «Лугансктепловоз» совместно с Коломенским тепловозостроительным заводом (принадлежит «Северстальтрансу») приступил к разработке рабочего проекта самого мощного в Европе грузового тепловоза «ТЭ-ПЛЮС» стоимостью $12–15 млн. Его первый опытный образец будет готов к концу 2005 года. Однако дефицит ГСМ на Украине привел к необходимости электрификации железных дорог и переводу локомотивного хозяйства на электрическую тягу. Именно с этим и связана активизация контактов с Новочеркасским предприятием.
Вчера гендиректоры «Лугансктепловоза» Виктор Быкадоров и «Трансмашхолдинга» (собственник НЭВЗа) Михаил Хромов подписали контракт, согласно которому в 2005–10 годах в Луганске будет построен 51 магистральный электровоз серии 2ЭС5К (двухсекционный коллекторный) под рабочим названием «Ермак». При этом НЭВЗ будет поставлять в Луганск более 50% комплектующих — главным образом комплектов электроаппаратов, тяговых и вспомогательных электрических машин, которые не производятся на Украине. Как сообщили „Ъ“ в «Трансмашхолдинге», первый локомотив будет целиком собран в Новочеркасске к августу 2005 года и начнет ходовые испытания, которые продлятся приблизительно 9 месяцев. Второй локомотив в 2006 году частично (отдельные узлы, монтаж, сборка корпуса) уже будет изготавливаться в Луганске. В дальнейшем планируется снизить российскую часть проекта до 35–40% комплектующих. Общая стоимость проекта оценивается в 2 млрд рублей. По утверждению источника, в будущем «Лугансктепловоз» только на комплектующие НЭВЗа готов тратить до $7–7,5 млн.
Как заметил „Ъ“ Виктор Быкадоров, емкость украинского рынка локомотивов составляет порядка 300 машин, а по мере дальнейшей электрификации дорог это число будет возрастать. По его словам, в советское время уже были попытки собирать электровозы в Луганске, но от них отказались из-за близости НЭВЗа. В настоящий момент господин Быкадоров считает, что сегодня партнеров «больше не из кого выбирать» — западные локомотивы слишком дороги для украинской экономики.
На вопрос, не помешает ли НЭВЗу выполнить украинский контракт загруженность заказами «РЖД», гендиректор новочеркасского завода Александр Носков пояснил, что в ходе реконструкции предприятия он рассчитывает на увеличение объемов производства вдвое, вследствие чего свои обязанности перед украинскими партнерами завод сможет выполнить без напряжения.
В руководстве «Трансмашхолдинга» „Ъ“ заверили, что политическая ситуация в Украине не сможет повлиять на выполнение контракта (тем более, что предусмотрена серьезная предоплата со стороны «Лугансктепловоза»), так как железные дороги все равно останутся и кому-то надо возить по ним грузы. «Если же сегодня не перевести Украину на электровозы, завтра дороги станут», — заметил источник.
СЕРГЕЙ КИСИН