В Ростове-на-Дону — новая волна переименований улиц. С карты города может исчезнуть улица имени Якова Свердлова. По крайней мере, на этом настаивают донские казаки. Они заявляют, что в первую очередь это необходимо народу. Коммунисты против — они ссылаются на финансовые затраты. Власти пока предпочитают держаться в стороне.
Подробности сообщает корреспондент НТВ Михаил Антропов.
Триумфальные ворота на въезде в Новочеркасск. Их построили в начале XIX века, ожидая приезд Александра I. Это всё, что напоминает об истории этого места. Петербургский спуск переименовали в улицу Герцена, а Свято-Троицкий храм, который был виден всем, кто въезжал в город, разрушили в 30-е годы. На его месте поставили этот памятник — Федору Шлыкову и Михаилу Подтёлкову, первым руководителям Донской советской республики.
Возглавляет же черный список, что составлен в столице донского казачества, Яков Свердлов. Это имя было растиражировано советской топонимикой по всей России. Трудно найти город, где нет такой улицы. Между тем со Свердловым у казаков давние счеты.
Роман Барышников, войсковой старшина Великого войска Донского: «Яков Свердлов был одним из основоположников, инициаторов и создателей указа о расказачивании, по которому были уничтожены, собственно говоря, очень много людей».
Когда-то на волне перестройки старые названия улицам было возвращать модно. К примеру, в Ростове главной улице Энгельса вернули имя Большая Садовая. Теперь казаки пытаются инициировать вторую такую волну, чтобы окончательно расставить все точки над «i».
Владимир Воронин, начальник управления идеологии Всевеликого войска Донского: «Времена, когда казаки с ломиками срывали таблички с именем Свердлова, прошли. На сегодняшний день есть вполне легитимные способы — это решение Думы городской того или иного населенного пункта, проведение референдума, если это необходимо».
Улица имени Шаумяна, соратника Сталина по революционной борьбе на Кавказе, одного из легендарных в годы советской власти бакинских комиссаров. Именно здесь находится штаб главных противников казачьей кампании по переименованию улиц. Аргументы коммунистов, помимо идеологических, связаны еще и с финансами. Дорогое это удовольствие — улицы переименовывать, считают они, и апеллируют к опыту западных стран.
Николай Коломейцев, первый секретарь Ростовского горкома КПРФ: «Памятник Кромвелю громадный стоит в Лондоне. Никто его не сдвигает. Есть площадь Бастилии в Париже, в центре в самом — никто не переименовывал».
Власти, впрочем, пока комментировать инициативу казаков не торопятся. Те, в свою очередь, уверены, что стараются для народа. Специалисты считают, что в вопросе о переименовании улиц возможен компромисс.
Александр Кожин, председатель Ростовского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры: «В Феодосии на улицах, которые казаки предложили переименовать, повесили дополнительные таблички. Там есть улица Свердлова. А рядом, чуть ниже или чуть выше, табличка: улица Русская».
Если в Ростове пройтись по улице Памирской, то вскоре можно будет свернуть на улицу Тибетскую. Города растут, и названий, не отягощенных идеологией, становится всё больше. Впрочем, гарантировать их постоянство можно лишь в том случае, если в вопросы местной топонимики вновь не вмешается