Сегодня:
 

«Доброй охоты, Каа!» — таким пожеланием провожал мальчуган Маугли знакомого питона, когда тот отправлялся полакомиться упитанной стаей суетливых бандерлогов. Вспомнил я эти слова в связи с грядущими изменениями государственной бензинной (если так можно выразиться) политики. Потому как сдаётся мне, что со следующего года может открыться небывалый сезон охоты на муниципальных чиновников.

Интрига несложная. С января будущего года в нашем Отечестве вводится новый порядок налогообложения торговли нефтепродуктами. Прежние налоги, которые взимались с нефтеперерабатывающих предприятий, государственные мужи решили в виде акцизов переложить на хрупкие плечи торговцев. Продаёшь бензин – плати в казну денежку с объёмов продаж. Ясно, что такой сюрприз от Деда Мороза приведёт к тому, что торговцы повысят цены на бензин. К тому же, как скромно спрогнозировал недавно областной министр топлива и энергетики Сергей Назаров, розничная цена высокооктанового бензина и без того грозит подскочить до трёх тысяч рублей за тонну. Так что владельцам автотранспорта пора переходить с бензина на газированную воду по примеру героев Николая Носова Винтика и Шпунтика.

Однако куда более чреваты последствия пересмотра бензиновой налоговой политики для городского чиновничества и лично мэров. Теперь каждый торговец бензином (читай: владелец автозаправочной станции) должен быть зарегистрирован непосредственно по месту своего бизнеса, где и будет платить налоги. Денежки потекут не в федеральный (как прежде), а в местный бюджет. До сей поры в этой сфере царил лёгкий российский бардачок. Поскольку отчисления шли федералам, местной власти было глубоко плевать, где зарегистрирован хозяин АЗС, кому платит налоги и платит ли их вообще. Интересовало больше, кому он отстёгивает. С этим же у нас полный порядок. Отстёгивают кому надо и сколько требуется.

Но нынче речь — о серьёзных суммах. По прикидкам, в следующем году налоговые закрома Ростовской области должны пополниться бензиновыми деньгами в сумме около двух миллиардов рублей. Впрочем, трезво мыслящее областное руководство настроено в этом смысле не слишком оптимистично. Мало кто ожидает, что торговцы горючим срочно бросятся регистрироваться, тем более платить свалившийся на их головы акциз. Есть большие подозрения, что они попытаются решить проблему за счёт повышения взяток местным чиновникам, лишь бы те не замечали шалостей коммерсантов с уклонением от налогов. Поэтому донской губернатор Владимир Чуб в минувшую пятницу на совещании в администрации потребовал, чтобы главы муниципальных образований жёстко контролировали процесс перерегистрации автозаправок. Чтобы ни одна не ускользнула! Два миллиарда рубликов – это вам не баран чихнул.

Вот тут и кроется опасность для любого городского головы. Областная власть настроена предельно серьёзно. Нет сомнений, что она задействует все свои контролирующие структуры, чтобы выдавить заветные миллиарды методом машинного доения. Основная нагрузка по выбиванию налогов из автозаправок ляжет, разумеется, на городские власти. На долю же области выпадает благородная задача время от времени приходить и бить нерасторопных мытарей по головам: эвон у тебя сколько ещё точек не зарегистрировано, сколько денег недовыжато! По Колыме соскучился, протобестия?! И протобестии придётся брать бензиновых королей за их влажное вымя.

А бензиновые короли обычно не приходят в восторг, когда к ним подключают доильный аппарат, даже самый изящный. По-человечески их можно понять. Помните задачку для Буратино? У вас три яблока. Пришёл некто и взял у вас одно яблоко. Сколько яблок у вас осталось? Цивилизованный итальянский мальчик пообещал вместо яблока надавать «некту» по мордасам. Наш же доморощенный «некто» так просто не отделается. Совершенно очевидно, что российские буратины (в смысле – воротилы) по примеру деревянного собрата не намерены делиться своими яблоками. Убедить их в том, что пойми, Гиви, я бы со всей душой, но сверху давят, — это всё равно как матадору убеждать быка словами «ничего личного». Особенно если до этого горючесмазочные коммерсанты честно платили взятки за своё спокойствие. Теперь на все надзирающие структуры взяток не хватит.

Недавнее убийство таганрогского мэра Сергея Шило прогремело на всю область и ошеломило донских жителей. Рефреном во всех откликах звучало: такого у нас ещё не было! Не было – будет. Сдаётся мне, что убийство Шило – это цветочки по сравнению с тем, что нас ожидает. Очень хотелось бы ошибиться. Возможно, бензиновые короли, корольки и королёчки – жутко законопослушный народ, который стройными рядами и колоннами пойдёт сдавать пухлые пачки банкнот, нестерпимо жгущие ему карманы. Допускаю даже, что большинство владельцев автозаправок и стоящих за ними людей муху не обидят. Но даже если ориентироваться на молчаливое меньшинство, которое очень рассердится, то придётся вспомнить, что нефтяной и бензиновый бизнес несколько отличается от разведения огурцов на приусадебном участке. Здесь крутятся очень большие деньги. А очень большие деньги связаны с очень большими неприятностями для того, кто захочет на них покуситься.

Короче, как ни крути, выходят городские чиновники крайними в разборках власти и капитала. А что такое быть крайним на Руси – легко понять из криминальных новостей как российского, так и регионального масштаба.

Комментарии (0)

Добавить комментарий