Как-то вошло у нас в привычку критиковать ресурсоснабжающие организации. Чтобы ни сделали, всё не так! Много негативной информации постоянно мелькает в новостных лентах, в соцсетях…
Значительно чаще, чем позитивная… Меж тем организации отпускают нам и воду, и тепло… Там работают обыкновенные люди: чьи-то отцы, матери, сыновья, мужья… И многие выполняют добросовестно свои обязанности, насколько позволяют финансовые, технические, ресурсные возможности. В нашей действительности реалии у всех одни и те же.
Информационные порталы города постоянно публикуют сообщения об авариях, число которых, увы, не уменьшается: то на теплотрассе, то на водопроводе… Материалы в новостных лентах нам рассказывают, в каких условиях рабочим приходится устранять данные технические курьёзы… Но одно дело видеть это по ту сторону телеэкрана, а совсем другое – лично…
По такому малоприятному случаю мне представилась возможность воочию увидеть, как всё это происходит. Несколько дней назад бригада МУП «Новочеркасские Тепловые Сети» закончила работу у нас во дворе, связанную с аварией. Что и стало, по сути, поводом написать эти заметки. Чтобы поблагодарить всех, принявших участие в ликвидации технической неприятности.
Когда в домофон позвонили Алексей Владимирович Каплин – начальник теплового района №3 МУП «НТС» и мастер Илья Валентинович Малов, я не предполагала, что наш дом стоял на пороге такого большого испытания. На улице – зима, через несколько дней – новый год, затем рождественские каникулы… Встретить праздники в холодной квартире – малоприятное занятие. Случаев таких сколько угодно!
Прорыв на трассе дал сбой в работе котельной, что могло в дальнейшем привести к её остановке. Умелыми действиями такое место было найдено, однако рисковать и копать в ночь не стали: рядом находится и канализационная ветка и другие коммуникации. Два последующих дня работа под идущий снег кипела с восьми утра до одиннадцатого часа ночи. Мороз тоже дал о себе знать! Рыл экскаватор, рыли лопатами рабочие, меняя друг друга, – там, где техника не могла пройти и достать – под деревьями, в метре от дома. Когда из земли повалил пар, покрылись дымкой и люди, и орудия производства…
А то, что чуть позже предстало моему взору, не подлежало описанию… Поеденные ржой трубы были похожи на решето и плавали в воде. Алексей Владимирович пояснил мне, что при таких больших авариях за сутки уходит в никуда огромное количество кубов или тонн воды. И эти потери теплосети гасят за свой счёт!
Порыв устраняли, естественно отключив отопление: вырезали вышедшие из строя участки трубы, откачивали воду, затем сваркой монтировали новые участки трубопровода, вели к теплосчётчику в подвале дома… Район №3 Алексея Владимировича – достаточно большой, порядка 28 километров теплотрасс, которые обслуживают пять котельных. Всё это основные магистрали больших диаметров, а так же подводы к домам и учреждениям, построенные десятки лет назад. Соответственно у многих давно вышел срок службы и износ составляет 100 процентов!
МУП «НТС» по городу разделён на восемь тепловых районов. Можно представить, какой объём работы нужно выполнить, чтобы обновить теплотрассу? Любые предлагаемые программы дальнейшего развития МУП «НТС» требуют немалых вложений. Их нет ни у самого предприятия, ни у города. Субсидии области – это временная помощь, они идут обычно на погашение долгов другим ресурсоснабжающим организациям.
О том, что вопрос этот как никогда злободневен, говорит и такой факт. Когда ребята уже закапывали траншею и приводили в порядок злополучное место, А.В. Каплину позвонили и сообщили об аварии в другом месте.
– А как же проверка и опрессовка в межотопительный период? – поинтересовалась я. На что Алексей Владимирович ответил: «Понимаете, – при опрессовке систем отопления не может подаваться высокая температура, которая позволяет определить все утечки в системах. Там, где состояние трубы критическое, выявляются течи при опрессовках, эти участки меняются. Также есть план ремонтов в межотопительный период, но при подаче теплоносителя в отопительный период тепловое расширение делает своё дело».
Поэтому при авариях бригады частично меняют вышедшие из строя отрезки теплотрасс. Планировать целенаправленно замену участков и производить капитальный ремонт сетей нет возможностей: и финансовых и трудовых…
Хорошо там, где всё хорошо кончается! Жильцы нашего дома по проспекту Баклановский, 63 не мёрзли, так как на ночь отопительную систему включали. Ребята просто молодцы! Два с четвертью дня не внесли негатива… И это благодаря людям, которые свой долг выполняют хорошо. Честно несут свою вахту! Поэтому и хочется сказать спасибо Алексею Владимировичу Каплину, Илье Валентиновичу Малову, Александру Юрьевичу Морозову, Игорю Юрьевичу Кашеварову, Дмитрию Анатольевичу Иванову, Павлу Андреевичу Гончарову, Евгению Анатольевичу Цыбулину. Все они – мастера своего дела, специалисты-профессионалы.
Отдельная благодарность директору МУП «НТС» Виталию Муратовичу Кадзаеву и главному инженеру Александру Витальевичу Коробову. Оба контролировали ситуацию, несколько раз приезжали на объект до устранения аварии.
Одна из моих соседок, которая очень эмоционально переживала, не останемся ли мы на праздники без тепла, ибо она ждёт детей с внуками, всё звонила по несколько раз в день и спрашивала: «Сделали?». Когда же наконец я ей сообщила, что наш инцидент на теплотрассе исчерпан, её радости не было предела: «Могу теперь спокойно готовить к приезду любимые в семье селёдку под шубой и курицу в духовке! Детвора любит мой наполеон. Как хорошо, что Новый год пройдёт в тепле и комфорте!»
С ней нельзя не согласиться!
Женета Гридасова
Фото автора