Пустые полки винных отделов большинства новочеркасских магазинов уже неделю удивляют горожан. Не сухой закон и не госмонополия на производство этилового спирта привели к таким последствиям — новый порядок реализации спиртных напитков поставил частных предпринимателей вне закона. Хоть вина и водка уже на будущей неделе в магазины вернутся, для большинства предпринимателей проблемы только начинаются. Рассказывает Александр Иванов.
От былого великолепия только таблички — «продукция донских производителей» и «шампанское в ассортименте». «Рубиновый браслет» и «Арго» — это уже из прошлого. Сами полки уже неделю пусты. Всему виной новый закон — он запрещает торговать спиртным частным предпринимателям, кроме того, еще и вводит новые акцизные марки. Большинство магазинов на 10 дней вынуждены были отказаться от продажи вин, водок и коньяков.
МАРИНА ПОВОЛОЦКАЯ — председатель НП «Союз предпринимателей г. Новочеркасска»: «Знаете, всякие законы у нас были, но такого закона, мы предприниматели — не видели, не слышали, ну и, надеюсь, больше не увидим. Закон совершенно не продуманный. Я считаю, как — прежде чем издать закон, нужно провести мониторинг, хотя бы спросить мнение тех, против кого он направлен. Сейчас предприниматели задают вопрос — для чего это было сделано и получают один ответ — чтобы убить, раздавить малый бизнес, предпринимателей».
Идеологи нового порядка таким образом пытаются бороться с продажей фальсификата. Если для предпринимателя штраф был 3000 рублей, для фирмы эта цифра на порядок больше. Но и переоформиться стоит не дешево. По самым скромным подсчетам — 70 тысяч рублей. Разрешение Госсанэпиднадзора, пожарной охраны, налоговой инспекции. Но и пройдя все эти структуры, проблемы остаются.
МАРИНА ПОВОЛОЦКАЯ — председатель НП «Союз предпринимателей г. Новочеркасска»: «И ведь невозможно выполнять все требования, которые предъявляются правительством к продаже алкогольных напитков. Ведь обязательно всегда можно найти какое-то нарушение — или акцизная марка отклеилась — правда, мы сейчас проверили, прямо хорошо начали клеить, или, например сертификата какого-то не будет. А сертификаты все есть, единственно может не совпадать дата розлива, ведь мы когда продукцию получаем от фирм, от оптовых баз, бывает иной раз откроешь ящик по документам смотришь — все нормально, а там же сортировка и получае6тся, что дата розлива у нас пол-ящика одна, пол-ящика другая — вот уже нарушение».
Для управления торговли и налоговой инспекции новый закон тоже поначалу обернулся сплошными трудностями. В Новочеркасске раньше спиртными напитками торговали больше 270 лицензиатов, большинство в статусе индивидуальных предпринимателей. Теперь почти все должны стать обществами с ограниченной ответственностью. Пришлось работать буквально днями и ночами.
СЕРГЕЙ ИВАНОВ — заместитель начальника управления торговли: «За полгода предпринимателей предупредили об этом, но не все еще переоформились, кто изъявил желание, перевести свое предприятие на ООО и посему небольшие проблемы до сих пор существуют, вот на сегодняшний день из планируемого количества около 80 предпринимателей из 276 еще не переоформлены на ООО — это первое и второе — с 1 июля, реализация, розничная продажа алкоголя разрешается только с новой федеральной маркой».
Но переоформление документов в городе прошло быстро. Предприниматели даже сами не ожидали. Теперь наступил период заключать новые договоры с акцизными складами и оптовыми компаниями. Уже в понедельник спиртное должно вернуться на свои места.
СТЕНД-АП: «Впрочем, в Новочеркасске оказалось немало предприятий, которые спиртное со своих полок не убрали, в основном, это крупный магазины, которым перерегистрация не понадобилась, для них главное теперь — акцизные марки либо новые, как здесь, либо старые, но снабженные специальным носителем информации».
Но если для потребителей проблемы закончатся в понедельник, у предпринимателей они только начинаются. Все, что не продали до 1 июля нужно вернуть на склад, а оптовые поставщики уже должны вернуть непроданные бутылки производителю. Парадокс в том, что закона, по которому заводы должны взять свою продукцию назад нет, поэтому многие фирмы принимать нереализованное отказываются. И решать, что делать с этим алкоголем предстоит самим предприятиям торговли.