Сегодня:
 

О законодательной суматохе в предновогодние месяцы
Сколько было суматохи в предновогодние два-три месяца; предложения от законодателей сыпались как из рога изобилия: введение минимальных цен, госмонополия на спирт, государственная система розничной торговли алкоголем, запрет Интернет- торговли алкоголем и много чего еще… Cоздавалось такое впечатление, что идет соревнование за наиболее разрушительное для работы рынка предложение.

Прошли выборы, Новый год… Наступило медлительное похмелье… Наступило время осмысления: что же предлагали, и что впопыхах успели ввести?

И вот в Правительстве рассматривается проект изменений в постановление Правительства РФ от 27.09.2007 N 612 «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом». В соответствии с данным постановлением осенью 2007 года была запрещена продажа алкогольной продукции дистанционным способом. Предлагается разрешить продажу алкогольной продукции дистанционным способом при условии соответствия организаций и продукции требованиям Федерального закона от 22 ноября 1995г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».

Это приятно не тем, что будет разрешена торговля: вклад ее в обеспечение алкоголем населения крайне незначителен, но это вид бизнеса, который «кормил» людей: и продавцов, и покупателей. Важен принцип — разум возобладал над предвыборными эмоциями. И это дает гарантию на то, что не будут приняты ни одно из радикальных «реформаторских» популистских предложений периода сентябрь-декабрь 2007 г., каждое из которых способно нанести урон легальному рынку.

Хотя до окончания срока действия программного обеспечения ЕГАИС все еще осталось менее недели…

Дешевой государственной водки в России больше не будет

Даже государство не удержалось от повышения цен на государственную водку. С 1 января водка «Роспиртпромовская» стала отпускаться с заводов по 59 рублей вместо 53. Цена ее (по заявлению «Росспиртпрома») возрастет в рознице с 65 ориентировочно до 75 рублей. В этом случае программу можно похоронить. Какая–то часть водки продаваться будет, но благая цель: бороться дешевой государственной водкой с нелегальной — «рассыпалась»… Причины могут быть разными (помимо обычной коммерческой и экономической). Сам выпуск государственной водки по ценам ниже возможных рыночных (то есть без прибыли заводов) был абсурден. Он подрывал принцип равных условий экономической деятельности для частных и государственных компаний. Этот проект мог разрушить рынок дешевой легальной частной водки (государство могло себе позволить продавать водку по 63, так уже получило прибыль в виде акциза и НДС более 40 рублей с бутылки 0,5 л, а частник – не мог). Но Проект мог бы привести к незначительному, но все же сокращению нелегального рынка водки. Это был бы первый шаг государства в данном направлении, раз государство не решается обеспечить все население легальным и качественным алкоголем. За этим шагом мог последовать другой — снижение акцизов, когда бы стало ясно: проект не смог сократить рынок нелегальной водки (то есть не вырос рынок легальной водки). Но при активности проект, повторимся, мог бы разрушить рынок легальной частной водки в сегменте до 75-80 рублей.

Теперь этого не произойдет. Но теперь непонятно — нужны ли «росспиртпромовским» заводам общефедеральные бренды («Россспитпромовская», «Старая марка»), если заводы все-такие приватизируют… Может, и вкладываться в эти проекты теперь смысла нет. Это тоже может быть причиной серьезного повышения цены.

Но государство отказалось от борьбы с нелегальной водкой в такой форме; а частному рынку дешевой легальной водки теперь ничто не угрожает.

Что будет влиять на рост цен на алкоголь?

Мы завершили очень важный этап в жизни страны и алкогольного рынка. С 2000-го года страна в целом жила достаточно спокойно. Кризисы сотрясали алкогольный рынок регулярно: 2001, 2004, 2005, 2006…

При этом завершились важнейшие структурные преобразования в жизни нашего общества в целом и потребительского общества в частности: окончательно сложились новые классы в нашем обществе (или, кому как угодно, новые социальные группы); закреплены границы этих классов на будущее (выпрыгнуть из этих «границ потребления» практически невозможно): в обществе сложились потребительские сословия. Никакие Национальные социальные проекты передвинуть человека из одной потребительской группы в другую не смогут. Рынок водки и ее суррогатов как никакой другой своими сегментами демонстрирует новое классовое расслоение общества: сложился весь спектр сегментов водки и ее суррогатов, а развитие сегмента водки дороже 130 рублей за 0,5 л уже повлекло сокращение сегмента от 100 до 130 рублей, а все остальные сегменты сохранили свои позиции.
2008-й потребительский год – это первый год сложившейся и завершившей свое формирование новой социальной структуры потребления алкоголя населением в рамках своих сложившихся социальных групп.

Второй важнейший момент: если последние 7 лет подорожание алкоголя практически было связано лишь с акцизами (а ведь инфляция шла своим ходом, шло повышение цен на продукты и товары в рамках «щадящей» сдерживаемой инфляции, как правило, не превышающей 10% в год, хотя акциз повышали и на 20% и на 40% в год). Цены на нефть росли, в мире было относительно спокойно, несколько лет в России, как прошлогодний снег, падал доллар… Конец периода «застоя» был близок. И вторая половина 2007 г. (даже с учетом предвыборных задач) не смогла удержать от резкого скачка инфляции, которую потребитель меряет своим кошельком: если растительное масло подорожало на 50%, молочные продукты – на столько же, то какая разница потребителю, что в среднем все якобы подорожало на 7%. Инфляция явно выше 12%.

Глобального мирового экономического кризиса быть не должно, но мы слишком зависим от внешнего рынка (особенно в продовольственном обеспечении). Значит, рост цен и инфляция будут активно продолжаться и уже не рост акцизов будет оказывать решающее влияние на алкогольный рынок, а уровень инфляции. Это вторая важнейшая особенность нового периода. Алкогольный рынок — часть экономики. В новом периоде неизбежно продолжение ценового разрыва между легальным и нелегальным рынками водки, а, значит, и между социальными группами потребителей.

В этих условиях государству придется серьезно задуматься над тем, что делать для гармонизации общества и обеспечения малоимущих легальным качественным алкоголем. Пока эту роль выполняет рынок. Жизнь должна подтолкнуть к снижению акцизов… Так что нас – как представителей алкогольного бизнеса – очень волнует и рост инфляции, как дополнительный фактор роста цен на алкоголь (до сих пор рынок брал на себя решение этих вопросов); а также необходимость роста доходов населения, как наиболее естественный фактор расширения легального рынка в условиях ежегодно растущего акциза (сказки о постоянном росте среднего уровня зарплаты находят подтверждение лишь в премиальном сегменте алкоголя, но никак не отражаются на массовых народных сегментах потребления).

Недавно Правительство обсудило свой план работы на 2008-2010 гг. Президент назвал главным неуспехом года и кабинета министров существенно превысившую прогноз инфляцию. Она составит 12%, плюс-минус 0,1%. Притом, что годовой прогноз изначально был 7,5-8,5%. Кстати, такой же прогноз инфляции пока правительство оставляет на 2008 год. Но вчера первый заместитель председателя Центробанка заявил, что его ведомство может пересмотреть прогноз инфляции на будущий год в сторону увеличения до 9%-10%. Прогноз может быть «более удобным», это ясно, но при этом напомню, что программа повышения акциза на алкоголь на 2008-2010 гг. рассчитывалась, исходя из 6-7% инфляции (20% на 3 года). Что теперь будет с цифрами акциза, или государство не станет пересматривать ставки? Если масло и молоко подорожали на 50%, то не может алкоголь подорожать только на размер влияния ставки акциза и необходимости приобретения спиртзаводом оборудования для утилизации барды…

Прозрачный рынок стекла
Российский рынок бутылочного и прочего стекла – очень привлекателен для многих российских и западных компаний. Даже лидеры алкогольного рынка (та же «Веда») не стояла в стороне от этого направления. За последние пару лет строятся новые заводы.

Крупнейший производитель стеклотары на юге России «Актис» намерен к 2009г. увеличить мощности завода в Новочеркасске почти в три раза до 1,1 млрд бутылок в год.

Основной конкурент «Актиса» — турецкая Anadolu Cam Sanayii A. S., которая в октябре 2007 г. начала строительство в Краснодарском крае нового производства мощностью 700 млн бутылок в год.

Комментарии (0)

Добавить комментарий